Старая Донгола
Мы покидаем "столичную" область Напаты и направляемся к другой столице другой эпохи - Старой Донголе. Асфальтовое шоссе бежит через пустыню; на полпути к Донголе мы сворачиваем к невысокой горе, на которой видны хорошо сохранившиеся стены и хуже сохранившиеся башни. Это крепость Абкур.
В Средние века она защищала живописный оазис, который выглядит в наши дни очень картинно, если подняться к замку.
На подъезде к Старой Донголе нас встречают два куполообразных мавзолея, возвышающиеся над мусульманским кладбищем.
В самой Старой Донголе сохранилось только одно здание мечети, напоминающей скорее крепость, нежели мечеть. В Х веке это здание было дворцом христианских царей Нубии, объединившей три враждовавших ранее христианских государства - Алоа, Нобатию и Мукурру, столицей которой изначально и была Донгола.
Для того чтобы из Старой и мертвой Донголы попасть в Донголу Новую и живую, нужно переправиться через Нил на пароме и проехать по шоссе еще порядка восьмидесяти километров на север.
Между Донголой и Кермой простирается страна деревень, в которых живут нубийцы народности донаглу. Наш водитель Махмуд, как оказалось, тоже из этих, и он предложил нас завести в гости к своим престарелым тёткам в свою родную деревню.
Как оказалось, на свою, вернее, на нашу беду, он забыл дорогу к дому настолько, что кружил по деревне не менее часа, спрашивая редких прохожих, где его дом. Я высказал предположение, что он был изгнан в юности из деревни за какой-то неблаговидный поступок, поэтому его дом и сам он были преданы всеобщему забвению. Наконец, когда он привез нас к своим родственникам, у нас не было уже ни аппетита, ни настроения.
Нетрудно было заметить, что родня встретила Махмуда не очень приветливо. То ли редко их посещает, то ли, наоборот, слишком часто, пытаясь накормить своих туристов на халяву. Как бы то ни было, всё это осталось загадкой для нас. Отмечу только, что в домах и дворах нубийцев довольно чисто, а сами дворы очень просторные.
Керма
Мы едем в Керму (Карму) - небольшой город на Ниле к северу от Новой Донголы. Асфальтовая дорога кончается, и в машине устанавливается запах пыли. Городская культура Керма считается древнейшей в "Африке южнее Сахары" (есть такой расхожий географический и культурологический термин). Эта культура зарождается примерно за 2500 лет до нашей эры, и её расцвет приходится на период середины XVIII - конца XVII века до нашей эры, во времена ослабления Египта Среднего царства.
Современный город Керма (точнее сказать - большая деревня) сильно растянут вдоль Нила; на его окраинах расположены два отдельных археологических комплекса. Первый из них и самый большой - Западная Деффуфа ("деффуфа" на нубийском означает "большое здание").
Это достаточно высокое прямоугольное сооружение из кирпича с относительно хорошо сохранившимся фасадом и лестницей, ведущей на верхний ярус. Без всякого сомнения, это был храм. Вокруг этого сооружения располагался город, возможно дворцы знати и храмы; хорошо видны их фундаменты. Многие здания были круглые в плане, их крыши или своды поддерживались колоннами. Об этой культуре известно мало. Можно сказать только, что возникла она здесь самостоятельно, независимо от египетской. Единственным источником информации являются могильники вокруг Восточной Деффуфы, в которых было похоронено более 30 тысяч человек, причем многие из них были принесены в жертву в ходе погребальных обрядов, когда дело касалось знати. Иные богатые погребения содержали до 300 убиенных рабов или слуг. В Керме было найдено большое количество керамики, разошедшейся по музеям.
На ночлег мы приезжаем в большой гостевой дом, вернее даже в усадьбу, принадлежащую некоему Абдаллаху.
У него своя ферма и сад, в котором растет суданская роза (каркаде). Так что именно здесь удалось увидеть, как растет в природе основа знаменитого напитка.
06/12/2010