Судан не относится к числу стран, в которые тянет вернуться, если уж когда-то там побывал. Но побывать в нём уважающему себя путешественнику всё же стоит, если он при этом уважает не только себя, но и всевозможные древности, которых в Судане предостаточно.
Судан - мостик, вернее - громадный мост, между Древним Египтом и "примитивными" народами Черной Африки. Само его существование как государства в современных границах было обусловлено необходимостью строительства такого моста. Британия лелеяла мечту связать Каир и Кейптаун железной дорогой. Поддержав Египет в его стремлении отвоевать Нубию и экваториальные области после восстания Махди, Британия вместе с Египтом создали Англо-Египетский Судан. С 1899 по 1956 год на карте Африки красовалось полосатое государство, которое было, конечно, больше английским, нежели египетским.
Судан в современных границах существует де-юре, но его уже не существует де-факто. Страна разделена надвое. Север презирает Юг, Юг ненавидит Север. Живущие на севере мусульмане-арабы и нубийцы испокон веков обращали южные негритянские народы в рабов. Торговля "белой и черной слоновой костью" была основой экономики Нубии, которая исторически и этнически была ближе Египту. Нилотские народы верховьев Белого Нила оказались в составе одного государства с арабами и нубийцами не по своей воле. К исламу "южане" равнодушны. В представлении "северян" все они пьяницы, развратники, бездельники и бандиты. В расовом отношении нубийцы имеют мало общего со своими южными соотечественниками: они больше напоминают чертами лица арабов, хотя среди них преобладают люди с очень темной кожей.
Попасть на территорию Южного Судана официально через Хартум представляется проблематичным. Однако при наличии суданской визы можно воспользоваться регулярным рейсом Найроби - Джуба - Хартум, вылетев из Найроби и сойдя в Джубе в Южном Судане. А дальше уже действовать на свой страх и риск. В любом случае, ни одна хартумская турфирма, чьё поголовье и так смехотворно мало, не возьмется вас доставить на Юг.
До недавнего времени получение визы Судана являлось нелегким делом. Мы, однако, получили её быстро и без проблем, предоставив приглашение и заполнив нехитрую анкету. Виза стоит около 50 долларов и готовится несколько дней. Бумажная наклейка дополняется симпатичной голограммой. Моя заброска в Судан осуществлялась по очень замысловатой схеме. Поздно вечером я вылетел из Ахваза (Иран) в Тегеран, переехал из аэропорта Мерхабад в международный аэропорт имени имама Хомейни, затем сел на утренний аэрофлотовский рейс, прилетел в семь утра в Шереметьево, приехал домой, два часа поспал, переложил вещи, поехал в Домодедово и в 17.20 вылетел в Каир, оттуда - в Хартум. Таким образом, за сутки переместился из долины Тигра и Евфрата в долину Нила, от зиккуратов к пирамидам.
Хартум
Хартум встретил подозрительным запахом пыли и неясными просветами улиц. Всё это не предвещало ничего хорошего. К счастью, мы "проскочили", и эта пыль, и эта дымка проявят себя только в предпоследний день нашего пребывания в Судане. Но я беспокоился, ибо о пыльных и песчаных бурях в субсахарских регионах был премного наслышан. Наш водитель Махмуд меня успокоил, сказав, что пыльный морок скоро пройдет.
Первый день посвящаем Хартуму и Омдурману. Хартум произвёл гораздо лучшее впечатление, чем я ожидал. Мы жили в самом центре, в двадцати минутах ходьбы от набережной Голубого Нила, от того места, где вдоль берега высятся здания министерств, правительственных учреждений и других объектов, фотографировать которые строго запрещено. Даже мои очень наивные глаза и обезоруживающая улыбка не спасли меня от просмотра полицией и удаления моих фотографий, на которых были запечатлены "просто красивые здания Хартума". Бывший дворец британского генерал-губернатора, а ныне Дом правительства посмотреть пришлось только издали. В городе много церквей, построенных в ту же эпоху, то есть в начале ХХ века. Хартум построен по регулярному плану, и в центре, по крайней мере, заблудиться очень сложно. Перво-наперво мы отправились в Этнографический музей. Он небольшой и одноэтажный.
Вначале экспозиция рассказывает о нилотских народах Южного Судана - динка, шиллуках, нуэрах.
Потом разворачивается рассказ о нубийцах и кочевниках-арабах. В Кунсткамере Петербурга тоже есть "суданская" коллекция, привезенная Юнкером. Жаль, что в хартумском музее нет его портрета. Надо будет подарить...
Самый главный музей в Хартуме и Судане - Национальный.
По сути, он посвящен истории и археологии древнеегипетской и напатанско-мероитской эпох (первый этаж) и христианской Нубии (фрески из церкви Святого Петра в Фарасе на втором этаже).
На территории музея в отдельных строениях: египетские храмы из зоны затопления водохранилища Насер на севере страны - Семна, Бухен, Кумма. Египетские колоссы, овны и львы также находятся во дворе музея.
В музее собраны все основные артефакты древних суданских цивилизаций, в том числе голова императора Августа, захваченная мероитами в Сиене в ходе налёта на римский гарнизон. Потом римляне под началом префекта Петрония в 23 г. до н. э. отправили карательную экспедицию в Мероэ, но голову императора не нашли. Её потом откопали археологи и отвезли... в Британский музей!
06/12/2010