Махабалипурам
Город Махабалипурам стал предпоследней остановкой и последней культурно-исторической точкой в нашем путешествии. Кем-то неудачно названный "курортом", он оказался совершено непривлекательным в смысле курортного отдыха. Однако с осмотром художественно-архитектурных достопримечательностей здесь оказалось хорошо как нигде. В пешей доступности от "курортных" отелей расположилось сразу несколько потенциально интересных мест. Удовольствие обойти их все в спокойном режиме растянулось минимум на пару дней, и оно действительно того стоило. Но обо всем по порядку.
Специалисты утверждают, что история каменной архитектуры южной Индии начинается именно на песчаных пляжах Махабалипурама. Точнее, конечно, будет сказать, не на пляжах, а на прибрежных скалах, из которых высечены древнейшие среди сохранившихся во всей Индии храмов, святилищ и барельефов. Махабалипурам был известным портом и приобрел такую важность и размеры, что к VII-VIII векам (а именно этим периодом датируется большинство из представляющих интерес построек) правители этого региона развернули здесь широкомасштабное строительство храмов. В качестве основного материала решено было использовать массивные скалы и камни, которые и по сей день в причудливом порядке "валяются" недалеко от прибрежной полосы. Было задумано превратить их в единый храмовый комплекс, который прославлял бы всех богов, почитаемых в Индии. Великий правитель Мамалла в VII веке дал имя этому историческому месту - Мамаллапурам, что значит "город Мамаллы", которое трансформировалось в Махабалипурам.
Надо заметить, что и сейчас город, постепенно превратившийся в небольшой поселок, сохраняет за собой статус столицы искусных каменщиков, в который стекаются умельцы со всей страны, чтобы поучиться искусству у признанных мастеров. Вдоль всех улочек расположились десятки лавок-мастерских, где прямо при вас происходит процесс создания различных каменных статуэток всевозможных размеров - от самого маленького и до гигантского, в человеческий рост и выше. Разговорившись с каким-нибудь добродушным мастером, можно узнать много интересного, подсмотреть за процессом производства, а при желании даже заказать что-то специальное, что вам изготовят за пару дней. Специалисты, получившие образование каменщика в этой местности, считаются лучшими во всей Индии. В Махабалипурам регулярно наведываются богатые индусы, чтобы купить или заказать что-то себе домой. Местных умельцев часто приглашают на реставрационные работы в разные уголки страны.
Мы поболтали с одним таким ремесленником. У него в лавке работы были не хуже, чем накануне я видела в музее. Он с такой нежностью и любовью рассказывал о каждом своем произведении, хотя большинство было сделано уже не им (по причине почтенного возраста), а его учениками, работавшими рядом во дворе. С гордостью он поведал нам, что много лет тому назад занимался реставрационными работами в храме города Мадурай, и был крайне приятно удивлен, когда мы сказали, что почти только что оттуда.
Но вернемся к комплексу скальных храмов и святилищ. По сути, он представляет собой довольно большой по территории парк, в котором в достаточно хаотичном порядке, на мой дилетантский взгляд, расположены различные сооружения. По преданию, рано или поздно вся эта территория должна была стать одним единым ансамблем, но из-за грандиозности размаха он так и не был закончен. И ощущение некоторой незаконченности присутствует, а местами просто бросается в глаза. То и дело встречаются странные и явно рукотворные углубления в камнях, лестницы, ведущие из ниоткуда в никуда, заканчивающиеся ничем дорожки.
Там, куда не могут добраться туристы, в тени деревьев, с удовольствием спят местные козочки, которых тут водится целое стадо.
Сама прогулка по парку получилась очень приятной. Несмотря на тяжелую жару, стоявшую в тот день, обилие воды вокруг и тени деревьев позволили довольно долго плутать по лабиринтам недостроенных дорожек. Правда, периодически сбиваясь с пути и натыкаясь на очередной тупик, мы обязательно находили в нем милующуюся парочку местных, у которых этот комплекс, видимо, служит традиционным местом свиданий и прогулок влюбленных. Парочки, уважительно державшиеся на почтительном расстоянии друг от друга, в основном были заняты милым воркованием. Это было так трогательно, что даже мы, циничные белые люди, не всегда решались прерывать такие нежности и спрашивать дорогу, а потому продолжали плутать дальше.
Впрочем, эти плутания периодически выводили нас на странные берега с весьма приятными видами на некую реку, протекающую в непосредственной близости от парка, и просторные поля за ней. Было чем полюбоваться!
Вход в парк, кстати, условно платный, но мы странным образом смоги этого избежать. На главном входе на территорию комплекса всех туристов обязывали заплатить некую сумму (какую именно - не знаю), а мы так залюбовались центральным барельефом, что почему-то обошли его с другой стороны и, забравшись вверх по камням, счастливо миновали процесс взимания входной платы. Что парк вообще-то платный, мы узнали только на обратном пути домой, случайно пройдя мимо центрального паркового входа.
Стоит заметить, что барельеф, на который мы залюбовались, такой, что действительно залюбоваться можно. Во-первых, он огромен - 29 на 13 метров, вырезан на двух больших каменных глыбах, производит впечатление! Называется эта картина "Нисхождение Ганги" (иногда его также называют "Покаяние Арджуны"). Повествует он о нисхождении на землю великой небесной реки. Центром композиции является расселина меж двух каменных глыб. Во время сильных дождей, которые в этих краях не такая уж и редкость, она позволяет дождевой воде низвергаться каскадом между двумя глыбами, подобно нисхождению могучей реки Ганги. Эта расселина является центром всей композиции, и каждая фигура стремится по направлению к ней. Низвергнувшись, вода остается в небольшом прудике, окружающем всю композицию, в котором раньше, по преданию, росли великолепные лотосы. Разумеется, все фигуры - это отражение индуистской религии и мифологии в камне. В каждой из десятков изображенных здесь фигур есть свой смысл. Каждая фигура находится на своем месте.
Рядом с этим барельефом и начинаются скальные храмы. Точнее даже не храмы, а мандапы. Мандап - это открытое колонное помещение для проведения религиозного поклонения. Ближе всего к барельефу расположен мандап Кришны, который изображает его, поднявшего холм Говардхану, чтобы защитить своих родственников от гнева Индры. О значении других мандап мне почти ничего не известно. Там их довольно много, и они все расположены в кажущемся хаотичном порядке. Поэтому никакой, даже самый толковый путеводитель не сможет описать, где и что, а гида мы, естественно, не брали. Просто бродили и наслаждались великолепием сохранившихся с VII века скульптур и колоннад, вырезанных прямо в скале, мастерством умельцев и скульпторов, создавших когда-то такое, и очаровательным приятным микроклиматом, царившим в этих искусственных пещерах.
Однако самым ярким посещенным местом во время этой прогулки стал все-таки настоящий маяк. Древний! Времен создания всех этих храмов. Все-таки город Мамаллапурам стоял на самом берегу и когда-то был большим центром множества морских и сухопутных путей. Разумеется, маяк был насущной необходимостью. Он представляет собой небольшой домик, находящийся высоко на скале. Чтобы забраться в него, нужно преодолеть много десятков высоких каменных ступенек, с которых постепенно начинают открываться потрясающие виды на город.
Сам же домик отделан как небольшой храм, несмотря на свое сугубо прикладное значение. Вокруг него очень узкий проход и толпы туристов. Если бы не они, здесь было бы очень приятно просто сидеть, любоваться видами, мечтать, думать, медитировать. Но, к сожалению, толпы народа мешают это делать. Впрочем, подозреваю, мы им мешали ничуть не меньше.
18/01/2010