Большое южноиндийское путешествие


    Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 

    Махабалипурам

    Город Махабалипурам стал предпоследней остановкой и последней культурно-исторической точкой в нашем путешествии. Кем-то неудачно названный "курортом", он оказался совершено непривлекательным в смысле курортного отдыха. Однако с осмотром художественно-архитектурных достопримечательностей здесь оказалось хорошо как нигде. В пешей доступности от "курортных" отелей расположилось сразу несколько потенциально интересных мест. Удовольствие обойти их все в спокойном режиме растянулось минимум на пару дней, и оно действительно того стоило. Но обо всем по порядку.

    Махабалипурам для курортного отдыха не очень подходит, Индия / Фото из Индии
    Махабалипурам для курортного отдыха не очень подходит, Индия

    Специалисты утверждают, что история каменной архитектуры южной Индии начинается именно на песчаных пляжах Махабалипурама. Точнее, конечно, будет сказать, не на пляжах, а на прибрежных скалах, из которых высечены древнейшие среди сохранившихся во всей Индии храмов, святилищ и барельефов. Махабалипурам был известным портом и приобрел такую важность и размеры, что к VII-VIII векам (а именно этим периодом датируется большинство из представляющих интерес построек) правители этого региона развернули здесь широкомасштабное строительство храмов. В качестве основного материала решено было использовать массивные скалы и камни, которые и по сей день в причудливом порядке "валяются" недалеко от прибрежной полосы. Было задумано превратить их в единый храмовый комплекс, который прославлял бы всех богов, почитаемых в Индии. Великий правитель Мамалла в VII веке дал имя этому историческому месту - Мамаллапурам, что значит "город Мамаллы", которое трансформировалось в Махабалипурам.

    Побережье Махабалипурама - родина каменной архитектуры южной Индии / Фото из Индии
    Побережье Махабалипурама - родина каменной архитектуры южной Индии

    Надо заметить, что и сейчас город, постепенно превратившийся в небольшой поселок, сохраняет за собой статус столицы искусных каменщиков, в который стекаются умельцы со всей страны, чтобы поучиться искусству у признанных мастеров. Вдоль всех улочек расположились десятки лавок-мастерских, где прямо при вас происходит процесс создания различных каменных статуэток всевозможных размеров - от самого маленького и до гигантского, в человеческий рост и выше. Разговорившись с каким-нибудь добродушным мастером, можно узнать много интересного, подсмотреть за процессом производства, а при желании даже заказать что-то специальное, что вам изготовят за пару дней. Специалисты, получившие образование каменщика в этой местности, считаются лучшими во всей Индии. В Махабалипурам регулярно наведываются богатые индусы, чтобы купить или заказать что-то себе домой. Местных умельцев часто приглашают на реставрационные работы в разные уголки страны.

    Мы поболтали с одним таким ремесленником. У него в лавке работы были не хуже, чем накануне я видела в музее. Он с такой нежностью и любовью рассказывал о каждом своем произведении, хотя большинство было сделано уже не им (по причине почтенного возраста), а его учениками, работавшими рядом во дворе. С гордостью он поведал нам, что много лет тому назад занимался реставрационными работами в храме города Мадурай, и был крайне приятно удивлен, когда мы сказали, что почти только что оттуда.

    Но вернемся к комплексу скальных храмов и святилищ. По сути, он представляет собой довольно большой по территории парк, в котором в достаточно хаотичном порядке, на мой дилетантский взгляд, расположены различные сооружения. По преданию, рано или поздно вся эта территория должна была стать одним единым ансамблем, но из-за грандиозности размаха он так и не был закончен. И ощущение некоторой незаконченности присутствует, а местами просто бросается в глаза. То и дело встречаются странные и явно рукотворные углубления в камнях, лестницы, ведущие из ниоткуда в никуда, заканчивающиеся ничем дорожки.

    Камень с рукотворными углублениями, Махабалипурам / Фото из Индии
    Камень с рукотворными углублениями, Махабалипурам

    Там, куда не могут добраться туристы, в тени деревьев, с удовольствием спят местные козочки, которых тут водится целое стадо.

    Козочка отдыхает, Махабалипурам / Фото из Индии
    Козочка отдыхает, Махабалипурам

    Сама прогулка по парку получилась очень приятной. Несмотря на тяжелую жару, стоявшую в тот день, обилие воды вокруг и тени деревьев позволили довольно долго плутать по лабиринтам недостроенных дорожек. Правда, периодически сбиваясь с пути и натыкаясь на очередной тупик, мы обязательно находили в нем милующуюся парочку местных, у которых этот комплекс, видимо, служит традиционным местом свиданий и прогулок влюбленных. Парочки, уважительно державшиеся на почтительном расстоянии друг от друга, в основном были заняты милым воркованием. Это было так трогательно, что даже мы, циничные белые люди, не всегда решались прерывать такие нежности и спрашивать дорогу, а потому продолжали плутать дальше.

    Парочка влюбленных в парке, Махабалипурам / Фото из Индии
    Парочка влюбленных в парке, Махабалипурам

    Впрочем, эти плутания периодически выводили нас на странные берега с весьма приятными видами на некую реку, протекающую в непосредственной близости от парка, и просторные поля за ней. Было чем полюбоваться!

    Пейзажи Махабалипурама, Индия / Фото из Индии
    Пейзажи Махабалипурама, Индия

    Вход в парк, кстати, условно платный, но мы странным образом смоги этого избежать. На главном входе на территорию комплекса всех туристов обязывали заплатить некую сумму (какую именно - не знаю), а мы так залюбовались центральным барельефом, что почему-то обошли его с другой стороны и, забравшись вверх по камням, счастливо миновали процесс взимания входной платы. Что парк вообще-то платный, мы узнали только на обратном пути домой, случайно пройдя мимо центрального паркового входа.

    Фрагмент барельефа "Нисхождение Ганги", Махабалипурам / Фото из Индии
    Фрагмент барельефа "Нисхождение Ганги", Махабалипурам

    Стоит заметить, что барельеф, на который мы залюбовались, такой, что действительно залюбоваться можно. Во-первых, он огромен - 29 на 13 метров, вырезан на двух больших каменных глыбах, производит впечатление! Называется эта картина "Нисхождение Ганги" (иногда его также называют "Покаяние Арджуны"). Повествует он о нисхождении на землю великой небесной реки. Центром композиции является расселина меж двух каменных глыб. Во время сильных дождей, которые в этих краях не такая уж и редкость, она позволяет дождевой воде низвергаться каскадом между двумя глыбами, подобно нисхождению могучей реки Ганги. Эта расселина является центром всей композиции, и каждая фигура стремится по направлению к ней. Низвергнувшись, вода остается в небольшом прудике, окружающем всю композицию, в котором раньше, по преданию, росли великолепные лотосы. Разумеется, все фигуры - это отражение индуистской религии и мифологии в камне. В каждой из десятков изображенных здесь фигур есть свой смысл. Каждая фигура находится на своем месте.

    Барельеф и скальные храмы, Махабалипурам / Фото из Индии
    Барельеф и скальные храмы, Махабалипурам

    Рядом с этим барельефом и начинаются скальные храмы. Точнее даже не храмы, а мандапы. Мандап - это открытое колонное помещение для проведения религиозного поклонения. Ближе всего к барельефу расположен мандап Кришны, который изображает его, поднявшего холм Говардхану, чтобы защитить своих родственников от гнева Индры. О значении других мандап мне почти ничего не известно. Там их довольно много, и они все расположены в кажущемся хаотичном порядке. Поэтому никакой, даже самый толковый путеводитель не сможет описать, где и что, а гида мы, естественно, не брали. Просто бродили и наслаждались великолепием сохранившихся с VII века скульптур и колоннад, вырезанных прямо в скале, мастерством умельцев и скульпторов, создавших когда-то такое, и очаровательным приятным микроклиматом, царившим в этих искусственных пещерах.

    Гулять в парке крайне приятно, Махабалипурам / Фото из Индии
    Гулять в парке крайне приятно, Махабалипурам

    Однако самым ярким посещенным местом во время этой прогулки стал все-таки настоящий маяк. Древний! Времен создания всех этих храмов. Все-таки город Мамаллапурам стоял на самом берегу и когда-то был большим центром множества морских и сухопутных путей. Разумеется, маяк был насущной необходимостью. Он представляет собой небольшой домик, находящийся высоко на скале. Чтобы забраться в него, нужно преодолеть много десятков высоких каменных ступенек, с которых постепенно начинают открываться потрясающие виды на город.

    Древний маяк в Махабалипураме / Фото из Индии
    Древний маяк в Махабалипураме

    Сам же домик отделан как небольшой храм, несмотря на свое сугубо прикладное значение. Вокруг него очень узкий проход и толпы туристов. Если бы не они, здесь было бы очень приятно просто сидеть, любоваться видами, мечтать, думать, медитировать. Но, к сожалению, толпы народа мешают это делать. Впрочем, подозреваю, мы им мешали ничуть не меньше.

    Enia Design
    18/01/2010

    Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 




    Новости из Индии

    21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Гоа с туристов возьмут расписку о знании ПДД
    27.02.24 Oman Air предлагает специальные тарифы на полеты в азиатские страны
    21.12.23 Vistara 1 начала летать между Дели и Бали
    30.10.23 Etihad Airways будет совершать рейсы из Абу-Даби в Кожикоде
    Oman Air проводит распродажу авиабилетов на популярные направления
    20.10.23 Между Индией и Шри-Ланкой открылось паромное сообщение
    10.10.23 Etihad Airways будет выполнять рейсы из Абу-Даби в Кералу
    27.09.23 В Керале высоко в горах построили стеклянный мост
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок