Чидамбарам
Чидамбарам - старинный храмовый город, так же как и предыдущие, является одним из крупных религиозных центров штата Тамилнад. Расположен в 230 км от Мадраса и в 60 км к югу от Пондишери (Путтуччери), который мы проехали почти мельком, так как нам там сильно не понравилось. Само название "Чидамбарам" происходит от слов "чид" - "сознание" и "амбарам" - "расширение небес". Вместе получается "расширяющееся сознание", что уже весьма неплохо для начала. Этот невзрачный на вид небольшой городок известен тем, что в нем находится древний храм, где поклоняются божеству Шиве Натарадже - господу вселенского танца, застывшему в знаменитой изящной позе в огненном круге, попирая одной ногой демона. Именно он и был целью нашей остановки в городе, именно в него мы и поспешили направиться.
Храм расположен на территории, обнесенной высокой стеной периметром около 2 километров, с четырьмя входами по сторонам света, над каждым из которых высится надвратная храмовая башня - гопурам, украшенная ярусами разноцветных скульптур и возвышающаяся почти на 50 метров. Огромная территория храма состоит из гигантских колоннад, открытых и закрытых двориков, грандиозных башен с резными стенами и обязательным прудом, окруженным внушительной стеной и ажурной галереей.
В пруду, кстати, живут рыбки. Когда спускаешься по лестнице к самой воде, они вполне бодро подплывают к поверхности и торчат над водой носами, видимо, в ожидании вкусностей.
Пространство вокруг храма огромно и как-то пустынно. Утверждается, что в древности здесь регулярно устраивались фестивали танцев. Утверждается, что они проводятся и в наши дни. Но мы, к сожалению, не застали. Зато мы застали какой-то праздник, в рамках которого изваяние Натараджи выносили "погулять" в храмовый дворик и омывали в пруду. Процедура, впрочем, казалась более будничной, нежели торжественной. Хотя песнопения, бубны и толпа народу присутствовали.
Разумеется, и с этим местом связано много легенд. Одна из них гласит, что на месте, где сейчас находится Чидамбарам, стоял лес Тиллай, и покровительницей этих мест была богиня Кали. Здесь же находился самопроявленный лингам (божество Шивы), которому поклонялись два святых мудреца - Патанджали (чье тело было наполовину человеческим и наполовину змеиным) и Вьяграпада (тоже весьма необычного вида - с человеческим телом и тигриными лапами). Шива явился в лес Тиллай, чтобы станцевать для двух своих великих преданных. Само собой, Кали не понравилось, что кто-то вторгся в ее владения, и она вызвала Шиву на танцевальный поединок. Проигравший должен был покинуть лес. Судьей выступил сам Вишну. Оба танцора были божественно хороши и не уступали друг другу в мастерстве. Но Шива победил, сделав вертикальный шпагат, чего Кали не смогла повторить из-за скромности. Она вынуждена была признать, что соперник перетанцевал ее, и покинула лес. Впоследствии, после строительства на этом месте храма, всем желающим поклониться Шиве рекомендуется сначала сделать подношения богине Кали, чтобы отдать дань бывшей владычице этих мест.
Относительно начала и причин строительства нынешнего храма была найдена еще одна легенда. Говорят, что раньше на этом месте на протяжении тысячелетий существовал древний храм Натараджи. Кашмирский царь Симхаварман II, правивший в середине VI века, приехал сюда, чтобы искупаться в исцеляющих водах пруда рядом с древним храмом в надежде излечиться от проказы. Надежда царя оправдалась, и он решил привести храм в должный порядок. Были возведены все существующие ныне постройки, а из Кашмира приехали 3000 браминов, искушенных в деле ритуального служения. Так они и остались здесь служить Шиве Натарадже и служат по сей день. Их называют дикшитары, их можно узнать по характерной прическе - часть волос на голове они бреют (кажется, в честь господа Шивы), а часть отращивают и собирают в пучок (кажется, в честь господа Вишну - или наоборот, точно не помню). Надо полагать, они здесь самые важные персоны. От них так и веет осознанием собственной исключительности. Также складывается впечатление, то это очень закрытая каста. Большинство браминов имеют какие-то физические дефекты: слепота, хромота, немощь, странные черты лица, неестественные пропорции тела. Возможно, тому виной многочисленные смешанные браки внутри этой общины, приводящие все-таки к некоторой деградации. Хотя попадались и откровенные писаные красавцы.
Стоит сказать, что мне храм показался самым "сельским" из всех, которые я видела до и после. Это ощущение возникало еще на подходе к храму - в городе, где почти не было проезжих дорог и подходить к храмовым воротам получалось чуть ли не по чужим огородам да узеньким переулкам. Это же чувство не прошло и в самом храме. Публика, бродившая по территории, только подтверждала возникшие ощущения. Во-первых, здесь было наименьшее количество абстрактно бродящих туристов. Это, видимо, стало причиной того, что местные служители очень активно старались нас разводить на всякие пожертвования и делали это, надо сказать, довольно искусно. Некоторым мы не смогли отказать.
Основная же публика, бродившая по храму, занималась все больше своими делами. Кто-то торопился в храм, кто-то просто сидел, о чем-то глубоко задумавшись, кто-то активно делал что-то явно религиозное. Возле колоннады мы напоролись даже на какие-то явно школьные занятия. Забавная мелочь в форме, завидев туриста, немедленно оторвалась от учительницы и побежала фотографироваться и клянчить "скуль пен" (то бишь школьную ручку). Это такая фишка - все детки выпрашивают у туристов ручки на память. Ручек не было, пришлось ограничиться фотосессией, воспринятой с превеликим восторгом! Снимали, показывали на маленьком экранчике, слушали восторженный визг, наблюдали за перестроением, снова снимали и т. д.
Однако у храма наблюдались и другие обитатели - четырехногие, парнокопытные. Двух видов. Во-первых, коровы, безмятежно уничтожавшие помойку недалеко от главного входа в храм; во-вторых, козы, коих было великое множество, непонятно откуда тут взявшихся. Они удобно располагались на ступенях и всевозможных выступах, а иногда просто посреди дороги, и в основном спокойно отдыхали, но временами, впрочем, бурно друг с другом взаимодействовали.
Набродившись вдоволь, мы просто сели у прудика на ступеньки среди местных и, подобно им, долго сидели и молчали, наблюдая, как постепенно опускаются сумерки. Каждый думал о чем-то своем. А потом в полной темноте уже пробирались домой по тем самым узким переулкам, которые, разумеется, почти не освещались! На общем собрании было решено погулять здесь еще на следующий день и только вечером двинуть дальше.
18/01/2010