Танджавур
Город Танджавур - административный центр с населением более 200 тысяч человек в одноимённом округе в индийском штате Тамилнад, древняя столица правителей династии Чола и вообще очень важный центр. Название связано с легендой о демоне Танджане, который некогда терроризировал округу, а будучи прижат к ногтю, в качестве последнего желания попросил назвать его именем город.
Из примечательных достопримечательностей нас ожидали дворцовой комплекс и храм Брихадешвара, посвященный Шиве - один из памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Начинать осмотр решено было с дворца. Королевский дворец занимает обширную территорию к северо-востоку от храма. Можно посетить сам дворец (внутренняя обстановка сохранилась весьма условно), зал приемов и башню (в некоторых источниках называемую колокольней), расположенную в северо-западной части комплекса. Рядом с ней стоит арсенальная башня, для маскировки построенная в виде храма. Все это складывается из множества арок, коридоров, переходов, галерей, царской библиотеки (где, увы, нельзя фотографировать) и потрясающей коллекции бронзовых статуэток, хранящихся в нескольких музейных залах.
Основное пространство комплекса формируется вокруг двух двориков, откуда и доступны входы в разные музейные залы и дворцовые башни. Первый дворик привел нас в полный восторг шикарной скульптурой, расположенной на стенах по периметру. Это были изображения неких мифических существ обоих полов, чередовавшихся в соответствии с рисунком декоративных арок ярко-розового цвета. Они были предельно милы, но вместе с этим и достаточно устрашающи. Жаль, что их символизм и предназначение так и остались для нас неизвестными.
В самом центре дворика был обнаружен бычок, смотревший на одно крыло здания, где расположился зал аудиенций - одна из изюминок всего комплекса. Говорят, раньше здесь была приёмная местного владыки. Осталось лишь некое подобие трона, обрамляющего настенную фреску с его, видимо, изображением. Сказать, что зал несколько запущен и нуждается в реставрации – непорядочно сильно преуменьшить текущее состояние дел.
Однако как раз из этого и складывается потрясающая аура этого места! Тонкая резьба, детализированные фрески, настенная роспись - и все, точно за пеленой тумана, скрыто за начинающимся или вовсю уже прогрессирующим разрушением. Дополняют картину голуби, которые живут под потолком и чье воркование эхом носится по помещению из угла в угол.
В следующем крыле здания расположился музей - почти под открытым небом.
Представленная каменная скульптура была аккуратно расставлена возле арок и колонн, совершенно не напоминая музейные экспонаты. Даже табличек не наблюдалось. Хотя многие скульптуры были весьма интересны, большее впечатление произвел именно сам зал, сотканный из нескольких десятков арочек.
Вторая часть музейного комплекса неприятно поразила признаками топорной реставрации. Единства скульптуры и мысли здесь наблюдалось куда как меньше, чем в предыдущем варианте.
18/01/2010