Добрались до места за 1.5 часа. Билеты по 20.000 если память не изменяет. Предложили пройти, посмотреть фильм - категорически отказались. Подходит вьетнамец в полевой, военной форме: -"Пойдёмте" - говорит.
Я ему на лежащие фонарики и зелённые панамы показываю - может быть нам полагается некая экипировка? Не фига, пойдёмте. Идём по тропинке, меж зарослей молодых деревьев. Замечаю это проводнику. -"Спалили напалмом лес" - бросает он и показывает воронку от 500 кг бомбы. Осторожно интересуюсь, а как он относится к туристам из Америки. -"Это туристы, это гости моей страны" - твёрдо отвечает он и я перестаю задавать провокационные вопросы.
Первая остановка. Ногой сгребает листья и вот он, лаз. Закрыт деревянной крышкой, рядом вентиляционное отверстие, тоже замаскированное листвой. Сейчас трудно представить, что в этом месте рос вековой лес, что деревья закрывали небо плотной массой листвы, так, что внизу царил полумрак. Сейчас это место более напоминает школьный сад: аккуратно посаженные молодые деревца. Им 20-30 лет.
Проводник говорит, что это реальный лаз. Именно такие размеры были у лазов и предлагает мне туда залезть. Смотрю вниз: глубина метра полтора, внизу слой листьев. Снимаю шлёпки, поясную сумку. Сажусь на край, опустив ноги. Внизу темнота. Держусь на руках и медленно опускаю себя в лаз. Попа проходит, живот проходит... Ещё немного... Всё. Застрял. Ни в какую. С трудом, на локтях подтягиваюсь вверх. Вылезаю. Нас так просто не возьмёшь: пытаюсь протиснуться головой вперёд: плечевой пояс не пролезает.
Проводник объясняет, что американские солдаты были как я по комплекции. Поэтому не могли не только лазить по туннелям, но даже попасть туда с земли. Светлана пробует и у неё всё получается легко и элегантно. Я сетую, что плечи у меня широковаты, на что жена замечает, что ей не нужен мужчина с плечами как у неё.
Идём дальше. Ловушки. Самое захватывающее. Не буду перечислять и описывать. Очень наглядно в демонстрации, в натуре. И думаешь, хорошо, что я не был здесь в виде американского солдата. Ловушки самые изуверские. Рембо отдыхает в детском саду.
Далее мастерская, где из неразорвавшихся авиабомб выплавляют взрывчатку, из осколков авиабомб кузнец делает штыри с зазубринами, которые используются в ловушках, так же как заострённый бамбук. В взрыватель обезвреженных американских мин вставляется маленький кустик с безобидными цветочками. Тронешь - оторвёт обе ноги.
На ум приходят слова А.Невского: "Кто к нам с мечом придёт...", во вьетнамской интерпретации: "Кто на нас с чем придёт, от этого и погибнет". Хотя резиновые покрышки они использовали на мирный лад: делали сандалии. Проводник показал на свои и сказал, что носит их уже пятый год (наверно врёт, но резина покрышек с металлокордом, действительно, весьма износоустойчива).
В помещении, где располагалась мастерская, которая шила форму для бойцов вьетконга я пошутил: вот где начиналось производство Бенгхаус, Гучи, Дольче Габана... Кстати, в форме был предусмотрен предмет анестезии: черно-белый шарфик. Раненому бойцу просто затыкали им рот, чтобы он своим криком не выдал место расположения туннеля. Так вот и делали операции по-живому.
Потом стрельбище. Ну, просадил много денег. Стрелял из всего. Хочу сказать, что стрельба из тяжелого пулемёта - это выброшенные деньги. Лучше стрелять одиночными. Понравился Калашников в сравнении с М-16. М-3 оказался совершенно без отдачи, а Томсон с таким веером, что частично задел бочки, что окружают стрельбище сверху. Вьетнамский карабин постоянно клинил, был неудобен прикладом, короткий... Вообщем Калашников форева. Я им тигра замочил. Дали значёк: хошиминовский стрелок. Если бы все пять мишеней поразил - дали бы синюю, плюшевую белку - жена просила.
После этого полезли в туннель. Это был адаптированный под белого человека туннель. Расширенный. Длина первого 30 метров. Ребята! Я просто задохнулся там пробираясь на карачках. Ну головой приложился - это понятно. Весь мокрый, с шумом в ушах: подскочило давление, я выполз наверх. Проводник предложил посетить другой туннель, метров 100 -"Спасибо, спасибо... Мы уже всё посмотрели... Спасибо". Это был расширенный туннель, с электрическими лампочками, открытыми входом и выходом. Представляю настоящий туннель. С закрытыми лазами, с масляными лампочками, которые жрут кислород, которого и так мало, так как не одна сотня человек находится под землёй... Это один уровень, а ведь их было несколько. До 15 метров вглубь. Офигеваю.
Сидим пьём чай из маниока, заедая им же, окуная его в жжённый сахар: партизанская пайка. Спрашиваю, куда девали землю, когда рыли туннели, которые подходили вплотную к американской военной базе в Сайгоне. -"В Меконг" - коротко отвечает проводник. -"Дымоход на кухне, проходил через несколько ступеней и выходил наружу в десятке метров от кухни. Собственно дыма уже и не было" - сообщает проводник. -"А как же отравляющие газы?" - спрашиваю -"В туннелях были герметичные перегородки. Туннель с газом изолировался от других ходов ими" -"А как же натренированные собаки?" - понимаю, что и на этот вопрос есть ответ -"Использовался перец или одежда убитых американских солдат с их запахом"
Я понимаю, почему американцы проиграли ту войну. Замораживать деньги было не у кого и негде. Был СССР с поставками оружия и техники. Было ядерное оружее, нацеленное на США. И были упорные и неистребимые, как термиты, вьетконговцы. Которые как черти из табакерки появлялись перед американскими солдатами и наносили разящие удары. В гостевой книге я написал: "Ребята, давайте жить дружно".
Посещение туннелей произвело на меня большее впечатление, чем Ангкор в Камбодже. Простите.
Винский Сергей 23/02/2004
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
|