Ныроб
Еще 48 километров на север старинным Печорским трактом, и мы попадаем в Ныроб - настоящий край земли, пограничный пункт между владениями людей и царством природы. Это крайняя северная точка Пермского края, куда можно добраться на автомобиле. Дальше тайга, дорог нет, и если кто-то решится отправиться в чащу, ему придется пересесть на вездеход.
Люди приезжают в эти места не только ради древних памятников, но и поохотиться в окрестных лесах, порыбачить на тихих озерах и полноводных северных реках.
Это уже совсем иная климатическая зона. Иногда кажется, что земля уже покрыта снегом, и только выйдя из автобуса, понимаешь, что это северный белый мох.
А по дороге можно немного уклониться от маршрута и совершить небольшое путешествие в древнюю историю этого края - заехать на Искорское городище, что в 5 километрах к северо-востоку от старинного села Искор. Сначала нам предстоит подняться на скалы, возвышающиеся над лесом. Расщелины между ними местные жители назвали "широкая" и "узкая улочка": говорят, тем, кто поднимется наверх, преодолеет 40 метров нелегкого пути, простятся все грехи. Подниматься по крутому склону, действительно, непросто, зато с верхней площадки откроется прекрасный вид на сосновый бор и на холм Искорского городища.
Спустившись со скал, пересекаем дорогу и опять идем в гору - к древнему городищу X-XI веков. Это было очень удачное место для поселения - окруженное неприступными утесами и защищенное валами. А в христианские времена здесь была построена часовня во имя Параскевы Пятницы.
Село Ныроб прославилось как место ссылки дяди первого русского царя из династии Романовых - боярина Михаила Никитича. Влиятельная особа представляла угрозу для Бориса Годунова, и потому ему подбросили улики, обвинили в колдовстве и сослали в деревню Ныробку. Охранникам вовсе не хотелось коротать в далеком северном селении долгие годы. У них в Москве остались семьи, друзья, а они вынуждены отправиться с опальным боярином за тридевять земель. И потому они делали все, чтобы Михаил Романов не задержался на этом свете: почти не кормили его, несмотря на непогоду, дожди, снегопады и морозы ссыльного содержали в ужасных условиях - закованным в трехпудовые (50-килограмовые) цепи в небольшой вырытой в земле яме, над которой не было даже крыши.
Вместо нескольких дней, на что очень надеялись стражники, Михаил Романов провел в яме около года. То, что он пережил даже суровую уральскую зиму, было настоящим чудом.
Верующие, восхищенные силой духа этого человека, ходатайствовали о причислении его к лику святых. Возможно, это произойдет в ближайшее время. Уже сейчас на место его заточения постоянно приезжают паломники.
Михаил Романов совсем немного не дожил до времени, когда племянник взошел на престол. Новый царь приказал извлечь прах из земли и перезахоронить в родовой усыпальнице в Новоспасском монастыре в Москве, пожаловал селу деньги, наградил местных жителей, втайне от охраны приносивших узнику еду, а в Ныробке повелел построить храм. Сейчас края самой ямы укреплены, и она скорее напоминает неглубокий подвал, чем то жуткое место, где провел последние годы жизни царский родственник.
30/11/2009