Чердынь
Соликамск остался позади, и наш путь лежит дальше, на север: через 102 километра нас ждет встреча с Чердынью. Сложно представить, что в этих суровых северных местах среди дремучих лесов несколько столетий назад уже существовал крупный город.
Построенная на семи холмах, на высоком берегу реки Колвы, Чердынь была не только богатым зажиточным городом, но и центром древнего Рифея, столицей Перми Великой, раскинувшейся на огромной территории от реки Урал до Камы, Волги и Печоры.
Первые русские в Чердынском крае поселились в далеких XIII-XVI веках. Впервые в летописи город попал в 1451 году. Уже в те времена шла активная торговля с иноземцами - соль и пушнину обменивали у волжских болгар на ткани и ювелирные украшения.
Но люди поселились в этих краях гораздо раньше. Известно, что тысячелетие назад здесь обосновались древние коми-пермяки. Предания говорят и о неизвестно откуда появившемся загадочном народе чудь. Куда пропал этот народ - тоже загадка для ученых. По преданию, они ушли под землю - скрылись от мира в подземных жилищах и завалили входы. Но некоторые ученые придерживаются более прозаической версии: чудь - это предки одной из современных прикамских народностей.
А языческие верования и предания народа чудь живы до сих пор. Рассказывают, что появляющийся ниоткуда старичок помогает заблудившимся в лесу путникам, да еще и угощает ягодами-грибами, или, напротив, встретится великан и заманит-заведет гостей в самую чащу. До сих пор в глухих деревнях этого края живы знахарки и колдуны, умеющие общаться с духами стихий. Впрочем, от древнего народа остались не только предания, но и вполне материальные свидетельства их существования - различные предметы в оригинальном зверином стиле, которые можно увидеть в Чердынском краеведческом музее.
Постепенно языческие святилища превращались в христианские культовые места, православие, кажется, одержало победу. Но древние верования оказались сильны: они проявлялись в знаках-оберегах резных оконных наличников и особенно - в любви к "деревянным богам".
Такую скульптуру можно встретить в Музее истории веры, открытом в церкви Успения Божьей Матери. Это большая редкость, потому что большинство "богов" стараниями искусствоведа Николая Серебренникова были вывезены в 20-е годы прошлого века в Пермскую художественную галерею. Здесь же удастся увидеть статую в ее "естественной среде" - в нише. Именно так их и размещали: официальная церковь боролась с "языческими идолами", но прихожане верили в чудодейственную силу скульптур, поэтом не хотели с ними расставаться. Деревянные боги жили своей жизнью: их обували, наряжали в одежду и регулярно меняли ее. Такие боги были ближе, чем полная непонятных символов официальная живопись. Если же в храм приезжал иерарх с проверкой, нишу можно было быстро закрыть досками.
С колокольни Воскресенского собора можно полюбоваться древними храмами, посмотреть на заливные луга на берегах Колвы и разглядеть вдали в тумане гору Полюд, на которой, по преданию, до сих пор живет мифический великан и остался след его огромной многопалой ступни.
До наших дней в Чердыни сохранились добротные каменные купеческие дома, церкви, монастыри - все говорит о том, что это был важный крупный город.
Однако построили Бабиновскую дорогу, соединившую Европу с Сибирью, но обошедшую Чердынь стороной, и тогда столице пришлось уступить первенство Соликамску.
30/11/2009