Поначалу пугающая нас жизнь в Ришикеше наладилась в тот момент, когда мы нашли пляж на Ганге. Их два. Местные таксисты называют их Goa Beach I и II. Находятся они в паре километров выше по течению от Лакшман-джула. Можно дойти пешком, но по жаре этого делать совсем не хочется, так что мы выбирали джип-такси. 100 рупий за машину в одну сторону. Можно договориться, что таксист или подождет тут, или приедет за вами к указанному времени. Ждут или приезжают они не всегда, но случаются и приятные сюрпризы.
Пляжи на Ганге феерические. Мельчайший светло-серый песок, который удивительным образом блестит на солнце. Если на него лечь, то полностью отряхнуться от него невозможно, а блестящая крошка и вовсе остается на теле достаточно долгое время.
Вода в Ганге, который спускается из ледников и гор, холодная, но зайти и окунуться можно. Плавать мешает сильное течение, чем с удовольствием пользуются рафтеры. Опытные люди сказали, что рафтинг в этих местах смешной, но как развлечение – сойдет.
Песчаные берега у Ганга есть и в черте Ришикеша, но там в реке купаются садху и коровы. Во-первых, составлять им компанию совсем не хочется. Во-вторых, раздеваться там все равно запрещено – священные места как никак. Раздевание до купальников и плавок не приветствуется и за пределами Ришикеша, но на Goa Beach лежат одни полуголые европейцы, а в кустах вокруг пляжа толпами сидят индусы и на все это любуются. Но любуются молча, поэтому можно не обращать внимания.
И еще один момент покорил наши сердца, запомнился на всю жизнь и заставляет хотеть вернуться в Ришикеш. Это Аарти. Священнодействие, посвященное великолепной реке Ганг. Проводится на берегу на закате – в Ришикеше на ступенях Parmarth Niketan и в расположенном неподалеку еще одном крупном религиозном центре Харидвар.
В Ришикеше прямо в реке установлена скульптура Шивы, где великий и прекрасный бог изображен в лучших традициях: красивый до невозможности, сидит в сукхасане на шкуре тигра, пальцы сложены в медитативной мудре, в волосах – запутанная Ганга, на шее – рудракши, на плече сидит змея. Для полноты картины не хватает еще полумесяца и пары рук, в которых были бы трезубец, гирлянды из черепов и тамтам – тоже из черепов.
Около шести вечера на лестнице напротив Шивы собираются индусы и туристы. Мальчики-брамины поют мантры и разжигают священный огонь. Зрители, кто посмелее, проводят ладонями по огню, а потом ими как бы умываются, очищая себя от грехов. На воду опускаются светильники с цветами.
Аарти продолжается несколько часов, пока солнце закатывается за горизонт и до наступления полной темноты.
Присутствовать на священнодействии можно только босиком. Гигиенические переживания нас к тому времени уже покинули, а вот куда деть свою дорогую обувь поначалу было непонятно. Неожиданно нас направили чуть в сторону, где оборудована камера хранения: сдаешь обувь, получаешь номерок, потом по нему забираешь свои шлепки обратно.
После Аарти можно оставить пожертвования в специальном ящичке. За это каждому полагается красная отметка на лбу, с которой потом заниматься йогой было гораздо приятнее.
Перед самым отъездом из Индии, когда мы вновь оказались в Ришикеше, заночевали в шикарном месте - отеле Narayana Palace.
Оказывается, и в Ришикеше есть такие резервации для туристов: ухоженная территория, бассейн, хорошо одетый персонал, а вокруг - высокий забор.
Но уже когда мы уезжали совсем, в сторону аэропорта, мы наконец поняли, что тот Ришикеш с йогинами и ашрамами, в котором жили мы, это лишь его туристическая часть. На самом деле ниже по течению Ганга стоит нормальный индийский город - с местным населением, транспортным трафиком, овощными рынками и... алкогольным магазином, хотя в том Ришикеше, где жили мы, алкоголь был строжайше запрещен.
25/08/2008