Королевский дворец и храм Изумрудного Будды
Королевский дворец и храм Изумрудного Будды (Ват-Пра-Кео) входят, пожалуй, в программу любого посещения столицы.
Этот огромный комплекс, выстроенный на острове Раттнакосин в XVIII-XX веках, включает в себя лучшие образцы традиционной тайской архитектуры - сам королевский дворец, несколько монастырей, ступ и роскошный слоновник, административный комплекс, почти 3 километра крепостных стен и каналов, а также множество других сооружений.
Отделано все это с особым искусством и тщательностью. Тайцы с их потрясающим умением делать красивые вещи буквально из ничего явно проявили себя и в отделке дворца: по словам гида, часть элементов получена путем сбора фрагментов затонувших судов, часть - куплена или выменяна у китайцев на рис, часть - переделана из более ранней отделки, и так далее. Даже большинство неярко поблескивающих "кристаллов" являют собой простые обломки цветного стекла, искусно вставленного в розетки из латуни, меди или бронзы. В общем, "бюджетный" образец, но при этом потрясающе гармоничный и красивый, вот бы поучиться кое-кому из наших градостроителей!
Долго изучаю скульптурные композиции храма Изумрудного Будды - персонажи более чем колоритные, и при всем сходстве с традиционной для "Махаяны" демонологией явно имеют местные корни. Даже ракшасы на входе скорее праздничные, чем суровые.
Долго пытаюсь понять, кого изображает несколько характерных небольших статуй, и в конце концов спрашиваю гида. Он думает недолго и выдает бессмертную фразу, повеселившую всю нашу группу - "Это как обезьяны у нас, только там, у Индры". Исчерпывающая характеристика, не подкопаешься.
Ходить по комплексу можно долго - чудес хватает.
Хорошо заметно спокойное уважение тайцев к своим святыням - доступ открыт буквально везде, можно и помолиться рядом с местными жителями, и залезть на леса к реставратору, совершенно обыденно обновляющему одну из фресок, или подняться на парапет и пройти внутрь любого из храмов. Тут главное - в положенных местах не забыть снять обувь, и все будет в порядке. Хотя я один раз пропустил табличку и прошел под своды храма обутым - монах молча указал на ноги и совершенно искренне улыбнулся, когда я понял свою ошибку. Впрочем, от объектива фотоаппарата тот же монах отвернулся быстро и решительно - снимать служителей культа без их на то разрешения не стоит. Зато два служащих, спрятавшихся от полуденной жары и исполнения своих обязанностей (шучу!) в тенечке на лестнице храма, позировали вдумчиво и со вкусом, не забывая делать вид, что ничего и никого не замечают.
Побродив по немаленькой территории комплекса почти 2 часа по жаре, как-то и не замечаешь, что пошел дождь. По тайским меркам морось, но ощущение не из приятных, потому прячемся под сводами роскошного дворца Музея современного искусства. Честно говоря, это скорее музей подарков королю (которого тайцы очень уважают, кстати) и выставка предметов декоративно-прикладных промыслов. Снимать нельзя, поэтому придется поверить мне на слово - работы там выставлены действительно уникальные. Чего стоит только огромное (4 на 9 метров) вышитое полотно с изображением религиозных сценок или выставка вышитых картин меньшего формата - с полуметра стежков тончайшим шелком не видно и создается полная иллюзия фотографии. Сложно даже представить, сколько труда вложено в эти шедевры. А работы по дереву и металлу попросту завораживают, но лучше это все-таки увидеть. И ведь это поделки самых обычных тайцев, а не профессиональных художников - под каждой висит табличка, кто автор и в каком районе и деревне он живет. Впечатляет еще больше.
На входе женщинам, рискнувшим придти в этот храм искусства в брюках, продадут за 40 бат кусок полотна, который нужно обернуть вокруг талии на манер юбки - иначе доступ в музей будет закрыт. Наши дамы, попавшие в эту ситуацию, потом использовали эти полотнища и как зонтики, и как покрывала, так что не думаю, что кто-то сильно обиделся на служащих музея за эту их наивную коммерцию.
Таланты жителей Бангкока
Кстати, о коммерции и культуре торговли. Торговаться можно и нужно, причем здесь вполне обходятся без театральных эффектов и драматизма, столь свойственных другим странам Азии. Не устраивает цена? "Ноу дисконт?" Идем далее - вот и все. Рынки большие, товара много, продавцы разные.
Но общий масштаб цен лучше все-таки выяснить заранее - разброс иногда бывает очень велик. Зато подделку продадут именно как подделку: никто не будет втюхивать, что это - "ролекс", а это - кожа крокодила. Скорее всего, честно скажут (если смогут - с английским языком здесь не очень), что это - "чина-ватч", а это - кошелек из ската, что тоже неплохо.
Вечером, отдыхая после роскошного кукольного спектакля в театре "Аксра", мы долго обсуждали страсть тайцев к эстетике. Что бы там ни говорили, но сделать из любой мелочи что-нибудь красивое здесь не просто любят - могут! На каждом углу то зеркало в раме из обычного хвороста, то коробочка для зубочисток из древесины махагони, то вазы хитрой формы, которые я, немало поработавший с деревом, обнюхивал со всех сторон, пытаясь понять - как они это делают? Нет штампа, стандарта, повторения! Даже развешенные повсюду традиционные "мобили" имеют столько вариантов, что я быстро перестал обращать на них внимание - все равно не запомнишь, как из скорлупы кокоса, обломка ветки и трех перьев можно сделать "слона-карлсона" или "гусей-лебедей". Впрочем, еще на севере Тайланда подобных шедевров народных промыслов я насмотрелся столько, что сейчас пребываю в твердой уверенности, что у тайцев есть чему поучиться.
Нескольких слов безусловно заслуживает театр. По нашим меркам кукольная труппа "Аксра", разместившаяся в комплексе беспошлинной торговли King Power, является чем-то невиданным. Нет, правда, положа руку на сердце - много вы видели театров такого рода, занимающих целый этаж (отлично оформленный и отделанный) в достаточно фешенебельном небоскребе? А можете себе представить кукольное представление, на котором актеров больше, чем зрителей? Причем зрителей явно скучающих, пресыщенных и мало интересующихся тем, кто там в тайской мифологии кому враг и как это выглядит на сцене? Зато актеров, вкалывающих от души, без оглядки на заполняемость зала? Вот то-то...
Тайцы показали прекрасно оформленное и безупречное по исполнению шоу с обилием света, живого звука, хорошей актерской (да-да!) работой и активной "игрой" с залом. К началу представления я откровенно клевал носом, а потом хлопал от души. Ну а когда куклы "пошли к зрителю", тут уже оживились все - элемент детства, наверное, да и просто было весело. И главное - никакого ощущения дешевой подделки, столь свойственной подобным спектаклям во многих туристических местах. Отменная работа!
06/07/2009