Буркина-Фасо - Страна честных людей
Мы подъезжаем к границе Буркина-Фасо со стороны малийского городка Кури и въезжаем в Буркина-Фасо через Фараману. Полдень, и на КПП никого нет. Граница Страны честных людей охраняется двумя честными пограничниками. Они честно удивились, узрев в мареве полуденного зноя десятерых русских, жаждущих получить визы Буркина-Фасо прямо тут, на их скромном КПП. Впрочем, пограничники рассудили здраво и решили, что лишние 10 тысяч франков с носа (1 евро равен 655 западноафриканским франкам) им не помешают, и любезно согласились поставить нам визы своей замечательной страны. Мы заполнили по две анкеты, отдали фотографии (требуют две штуки, но если их нет, могут ничего не потребовать) и через полчаса были уже с визами в паспортах. Правда, дали они нам её только на одну неделю, но уверили, что в Бобо-Диуласо нам смогут не только продлить эту визу, но и поставить визу "Антанты" - объединения нескольких западноафриканских стран, некоего подобия Шенгена (Мали, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Нигер, Того и Бенин).
"Пусть мы неприятелем к Нигеру прижаты, за нами осталась полоска Мали…"
Это Володя напевает... Мне эта песня навеяла в памяти один эпизод. Дело в том, что зимой 1925-1926 гг. по Французской Западной Африке путешествовал наш бывший соотечественник, Фердинанд Оссендовский. Незадолго до этого вышла в свет его книга "Люди. Боги. Звери". В ней он рассказывает о своем путешествии по Монголии и встрече с бароном Унгерном в Урге. Именно Оссендовский "подарил миру" Шамбалу – он одним из первых рассказал об этой тибетской легенде европейскому читателю доступным языком. Этнографическую экспедицию в Африку организовал за свои деньги. Проплыл на плоту по Нигеру, проехал по Верхней Вольте (ныне Буркина-Фасо) и Гане. Написал книгу "Рабы солнца", переведенную на многие языки (кроме русского). Кстати говоря, один из предков самого известного его героя – барона Унгерна – служил в Западной Африке в одной из немецких факторий (Ливонский орден имел свой укрепленный форт в Африке!). А теперь мы идем по пути Оссендовского. Такие вот интересные пересечения.
Пересечение нашей буркинийской границы прошло успешно. Моё первое соприкосновение с этой страной состоялось где-то в начале восьмидесятых, когда я собирал коллекцию марок под общим названием "Карта мира". Конечно, матёрые филателисты могут меня и сейчас поднять на смех – вместо кропотливого собирания марок "по темам" я собирал марки "по странам". Но собирание марок всех двухсот стран мира да еще бывших колоний было и есть занятие увлекательное и полезное. Так вот, в киоске "Союзпечати" рядом со станцией метро "Речной вокзал" я заприметил набор из четырех марок, посвященных футболу и принадлежавших стране под названием Haute Volta (Верхняя Вольта). Купить же этот набор я не мог месяца три: то киоскёр был болен, то вообще его не было. Так и смотрел я на Верхнюю Вольту через витрину. Но в конце концов купил.
Потом настал 1983 год, и о Верхней Вольте заговорил весь мир. Молодой капитан Томас Санкара вместе со своим другом Блэзом Компаоре совершил военный переворот и направил страну по пути строительства социализма. Этот красивый десантник в краповом берете смотрелся очень эффектно. Такой африканский Че Гевара. Он переименовал страну в Буркина-Фасо – "Страну честных (достойных) людей". Красный пояс на западе Африки замкнулся: в зоне влияния СССР оказался громадный массив: Мали, Гвинея, Бенин, Гана, Буркина-Фасо. Любимая французская колония в Западной Африке обрела новую любовь в лице далекой северной страны. Правда, любовь молодого капитана и престарелых генсеков не могла быть долговечной. С приходом Горбачева интерес к молодым прогрессивным офицерам из развивающихся стран в Советском Союзе пошел на убыль. Томас Санкара был убит во время государственного переворота 15 октября 1987 года.
Томас Санкара провел массовую вакцинацию буркинийских детей, открыл множество школ и больниц, начал распределение земель среди безземельного крестьянства, поднял закупочные цены на сельхозпродукцию, ввел народно-революционный суд, одним словом, вёл себя как настоящий харизматический реформатор. Но, по мнению его ближайшего соратника Блэза Компаоре, тоже офицера и тоже парашютиста, Санкара изменил делу революции. Как честный человек Компаоре просто обязан был исправить ситуацию. И он исправил, расстреляв Томаса вместе с пятнадцатью членами революционного правительства. Однако всё это дела давно минувших дней. Блэз Компаоре по сию пору является президентом Страны честных людей, и его приветливое лицо смотрит на вас с многочисленных портретов и футболок повсюду в Буркина-Фасо. Его и его супругу часто показывают по телевизору. Вообще, если включить выпуск буркинийских новостей, создается впечатление, что вся страна заседает и проводит конференции по любому поводу. Честно говоря, меня такая картина просто умиляет. Дай бог, и у нас годика через два будут показывать одни торжественные заседания и конференции, жизнь в стране наладится, будет течь она неторопливо и спокойно, народ будет счастлив, а если будет плакать иногда, то только от радости.
04/02/2008