1. ПОЧЕМУ МАЛИ?
Для бывших колонизаторов-французов этот вопрос звучит странно. Они так любят свою бывшую Западную Африку, что организовали туда круглогодичные чартеры из города Парижа. Учитывая огромный спрос на них из-за дороговизны билетов на регулярные рейсы Air France, предприятие это себя окупает - самолеты летают, битком набитые пассажирами. При этом европейцев среди них - ровно половина, так что не надо думать, что чартерами Париж-Бамако или Уагадугу-Париж пользуются только черные иммигранты, которые между делом жгут машины добропорядочных французов.
Западная Африка - сочная, смачная, колоритная, яркая и пахучая. Животных здесь почти не осталось; кое-где в саваннах попадаются западноафриканские слоны, которые несколько меньше своих более знаменитых восточноафриканских собратьев, и при этом отличаются большей агрессивностью. Народ, живущий здесь, тоже гордый, хоть и добрый. Фотографироваться не особо любят, но погрозив кулаком, сразу же приветливо улыбаются. Правда, два года тому назад съемочную группу программы "Вокруг света" на рынке в Дакаре забросали помидорами и тапками, но так бывает не всегда. Большинство стран Западной Африки были французскими колониями, а французы, в отличие от англичан, проводили колонизацию более жесткими мерами, чем надолго восстановили против себя подопечных африканцев. В 1958 году Франция объявила о создании Французского Сообщества по подобию Британского, но спустя два года оно практически прекратило свое существование. Однако в какой-то мере оно существует и поныне в виде привязки к Евро и в виде западноафриканского франка - единой валюты ряда стран.
Совершить путешествие в Мали вообще было мечтой моей юности. Положили начало этой мечте статьи Виктора Онучко и книжечка Витухиной "Мали" из серии "У карты мира". Мали казалось квинтэссенцией всей Западной Африки, сгустком энергии её народа, страной, доказавшей, что у африканцев тоже есть своя история, не менее блестящая, чем история Геродота. Там, у излучины Нигера, лежит загадочный Томбукту, периодически меняющий "о" на "и" в первом слоге, который в начале XIX века воспринимался европейцами так, как сейчас нами - Шамбала: как страна, о которой все знают, но никто толком не видел. Так же, как и "Бухту Тимбукту" группы "Секрет". У Николая Гумилева в стихотворении "Нигер" Тимбукту обозначен как "город сияющих крыш". Конечно, никто из авторов обозначенных произведений здесь не был, но рекламу, однако, этим местам сделал. Как туристскому направлению…
Томбукту, Дженне, Сегу - города, в которых родилась неповторимая "суданская" архитектура. Самое замечательное - мечети. Сделайте кулич в песочнице, воткните в него спички по всей поверхности, и получите уменьшенную модель здания в "суданском стиле". Только здесь строили дворцы и мечети не из песка, разумеется, а из "банко" - смеси глины, соломы и навоза. Правда, такой "монолит" иногда размывается ливневыми дождями, но быстро реставрируется. Можно сказать, что ни одного действительно старого здания в Мали нет; периодические подновления скрыли "первоначальный" слой банко, но основа-то и сама форма осталась прежней, как и сами строительные и реставрационные технологии. Так что можно сказать, что средневековые малийские города сохранили в значительной степени свой первозданный облик.
В Мали живут догоны - народ, говорящий на языке вольтской группы нигеро-кордофанской семьи, в отличие от своих соседей в большинстве своем открыто придерживающийся анимизма в пику всё надвигающемуся исламу. Догоны представляют собой одну из самых больших загадок для ученых. Дело в том, что у них не только богатая и весьма своеобразная мифология, но ещё и совершенно уникальные сведения о нашей Вселенной, которые невозможно было бы получить посредством размышлений старцев, просто наблюдающих движение луны по небосводу. Они знают, что у Красной Звезды - Сириуса - есть спутник, и устраивают праздник раз в 60 лет в честь его полного оборота вокруг "основной звезды". Существуют разные версии относительно того, как от кого догоны получили эти сведения. За подробностями рекомендую обратиться к страничке www.geografia.ru/dogon.html . Конечно, лично мне больше нравится версия о прилете инопланетян на нашу грешную землю… Не сами же догоны летали к Сириусу, в конце концов! Разгадка тайны Страны Догонов была основной целью нашей экспедиции…
2. ЭКСПЕДИЦИЯ.
В самой экспедиции участвовало восемь человек, при этом один из нас - Павел Малков - участвовал заочно, в Тюмени, незадолго до отлета сломав руку. Телевизионную часть представлял Кирилл Звягин, корреспондент программы "Их нравы" и Владимир Хабелашвили, оператор оной. Женская часть группы состояла из любительницы верховой езды и египетских древностей Любы Литовченко и этнографа Веры Плясуновой, по совместительству - моей жены. Вообще-то, она раньше занималась больше этнографией народов Русского Севера, однако принципы любой науки универсальны, и это же касается этнографии. Из Самары прилетел Денис Ротанов, нефтяник, а посему в неимеющей нефти Республике Мали по своей специальности человек бесполезный, но могущий сойти за геолога, на худой конец… Наконец, "гвоздем программы" выступал Александр Редько, он же Доктор Смерть, а в народе просто Доктор - бывший подводник, хирург, терапевт-эвтаназиолог.
Наш маршрут состоял из нескольких этапов. Из Бамако мы на микроавтобусе ехали через Сегу в Мопти, а оттуда - в Бандиагару и Страну Догонов, по которой должны были ходить пешком несколько дней. Затем на микроавтобусе же возвращались в Мопти и пересаживались на пинасу - длинную крытую пирогу с мотором, на которой совершали в меру комфортабельный круиз по Нигеру до Томбукту. Оттуда за нами из Мопти присылали джип, на котором мы должны были вернуться в Мопти. Маршрут был проработан таким образом, чтобы попасть в Дженне обязательно в понедельник, ибо там в этот день проходит еженедельная ярмарка, куда по рассказам стекается пол-Мали. Из Дженне мы возвращались в Бамако, садились в самолет и летели на Родину.
Непосредственная заброска в Мали осуществлялась через Париж чартером компании Point-Afrique, рекомендованной путеводителем Lonely Planet в качестве самого экономичного перевозчика из Европы в самые глухие уголки бывшей Французской Западной Африки. Однако следует иметь ввиду, что эта фирма - только заказчик чартерных рейсов, а непосредственный исполнитель - авиакомпания Axys Airways, осуществляющая перелеты также внутри Франции. Прошу обратить внимание, что речь идет о чартерах; забронировать места на рейсы Axys в Москве в авиакассах невозможно.
3. НАС НЕ ДОГОНЯТ!
В этом и заключается основная трудность пользования такими чартерами, дающими по сравнению с регулярными рейсами национальных перевозчиков экономию по 500-700 долларов с билета. У нас в Шереметьево о чартерах из Парижа в Африку никто ничего не знает, а поэтому на стойке регистрации пришлось долго рассказывать и объяснять, что такой перелет действительно есть, и что билеты мы получаем уже в Париже, и что багаж наш нужно просто переправить на тот рейс в Бамако, на который у нас есть бронирование. Все чартерные рейсы обозначаются трехзначными аббревиатурами, в отличие от регулярных (SU, AF и т.д.), а потому операторы даже не могут вывести номер рейса на багажную квитанцию; приходится писать от руки. В Париже всё проще: там все эти рейсы есть на табло вылета в каждом терминале, т.е. вопросов типа "есть ли такой рейс?" не возникает. Однако есть один подводный камень, который может если не разбить вашу лодку, то серьезно её покорежить. В том, что большинство нерегулярных рейсов вылетает из третьего терминала (Т3) аэропорта Руасси-Шарль де Голль, а сообщение между терминалами Т3 и Т2, куда прилетают рейсы из Москвы, куда менее регулярное, чем самые нерегулярные авиарейсы.
Самое интересное то, что в терминале Т2 нас тоже "мурыжили" довольно долго. Сначала не могли точно указать, как попасть в Т3. Создается впечатление, что у самих работников аэропорта нет ясности, как надо действовать. Т3 считается терминалом для рейсов внутри Шенгенской зоны, но туда же прилетают рейсы из Марокко, Туниса, чартеры "Пуэнт-Африк" из Африки. Поэтому там есть своя "транзитная зона". Однако транмфера из транзитной зоны Т2 в транзитную зону Т3 почему-то нет… Вернее, он есть, но по особым случаям, таким, как наш. Мы нашего трансфера ждали почти два часа. Насчет багажа нас заверили, что он прибудет прямо на наш самолет, и, улыбнувшись, попросили не беспокоиться. Беспокоиться все же пришлось, поскольку встретивший нас в Т3 чернокожий представитель "Пуэнт-Африк" вкупе с билетами на рейс в Бамако одарил нас известием, что наш багаж пока к самолету не поспел, и что они делают всё возможное, чтобы он улетел вместе с нами. "Если что, отправим багаж ближайшим рейсом в Бамако!" - оптимистично заверил представитель.
Как нетрудно догадаться, оптимизм был ложным: наш багаж не прилетел. Вернее, он прилетел, но на пять дней позже, после того, как две авиакомпании наконец решили, кто виноват в том, что вовремя не перегрузили наши вещи с одного самолета на другой. Нам его доставили уже на пирогу, когда мы совершали плавание по реке Нигер…
И знаете что… Без лишних вещей даже лучше! Пока не было тяжелого рюкзака с чистой одеждой и запасной обувью, было как-то легко на душе. Купили пару носков, тройку трусов, рубаху цвета индиго, соломенные шляпы, костюмчик традиционный вроде пижамы - и ничего, жизнь наладилась! Даже Володя Хабелашвили приободрился, хотя у него в багаже остались батареи для камеры и коробки с кассетами, а также штатив. Трудно пришлось, но бывало и похуже: у одной съемочной группы во время командировки в Литву ночью из гостиничного номера вынесли всю аппаратуру вместе с отснятым за две недели материалом. Главное - сами живыми долетели. Хотя звучит это несколько двусмысленно, учитывая то, что в группе летел Доктор Смерть.
Забегая вперед, скажу, что на обратном пути наш багаж прилетел в Москву на сутки позже. Наши вещи догоняли нас в Мали, догоняли нас в Москве… Мудрее всего поступил рюкзак Любы Литовченко: он вообще в Бамако не летал, а пролежал все две недели в Париже. Потом его отправили вместе с нашим багажом в Москву.
4. МАЛИ В ЦИФРАХ.
Республика Мали входит в число беднейших стран мира. С помощью СССР эта страна два десятилетия шла по "некапиталистическому пути развития", но к окончательной победе коммунизма не успела. В принципе, Мали не богаче моей любимой Эфиопии, но здесь хотя бы присутствует какой-то экспорт в структуре экономики в отличие от полунатурального хозяйства Эфиопии, которой кроме кофе предложить миру нечего. Мали экспортирует хлопок и арахис, немного алмазов. Её привязка к Франции и "зоне Евро", отсутствие выхода к морю обусловливает высокие цены на потребительские товары, высокие по сравнению с низкими доходами населения. Говорят, что в Буркина Фасо и БСК (Берег Слоновой Кости) цены еще более высокие. Валютой является Западноафриканский франк или Франк Валютного союза Западной Африки (FCFA, в просторечии "сефа"). Курс обмена у уличных менял:1 Euro=650 FCFA, в банках - гораздо ниже. Цены в барах и ресторанах: “Кока-кола" или "Тоник" (0,30) - 400-600 франков, пиво "Кастел" (0,60) - 850-1000 франков. В маленьких лавочках цена на прохладительные напитки в два раза ниже, но стоимость тары не учитывается (бутылки надо возвращать). В Стране Догонов цены возрастают на 50%, но выбирать не приходится - в горных деревнях охлажденные напитки можно раздобыть только в немногочисленных харчевнях. Комплексный обед из трех блюд (включая скромный десерт) обойдется в 3500-4000 франков на человека. При этом стоимость основного блюда с гарниром начинается где-то с 2500 франков. В Эфиопии за такие деньги можно было поесть три раза; если там над ресторанными счетами мы громко смеялись, то в Мали мы глотали слёзы. А что еще ожидать от страны, в которой абсолютно всё ориентировано на Европу? Большинство более-менее приличных отелей принадлежит французам. Средняя стоимость номера с вентилятором - 30 Евро, при этом могут даже предложить каморку без туалета и душа. За 40 Евро можно найти что-нибудь поприличнее. Завтрак (3-5 евро) в стоимость номера, как правило, не включен. Размещение в кемпинге - 5-6000 франков с человека, но могут предоставить лежанку и за 2000 франков. В Стране Догонов туристы спят на крыше кемпинга (вернее, некоего подобия "постоялого двора") прямо под открытым небом. В сухой сезон такой вариант размещения - самый лучший.
Стоимость аренды автотранспорта в Мали тоже зашкаливает. Редко где можно найти джип менее чем за 200 Евро в сутки (без топлива). Дело не столько в жадности малийцев, сколько в действительно высоких пошлинах и сборах, которыми облагается приобретаемый автотранспорт, поставляемый в Мали через третьи страны. Бензин, правда, не дороже, чем в Москве - 70 центов.
Внутренние перелеты нельзя назвать ни дешевыми, ни дорогими. Билет Бамако-Томбукту стоит примерно 140 евро. Аренда моторной пироги для плавания по Нигеру обойдется примерно в 300 евро в сутки вместе с экипажем, но за еду нужно будет платить дополнительно. Не стоит особо рассчитывать на речной транспорт: за трое суток плавания по Нигеру мы встретили один видавший виды пароходик и одну пассажирскую пирогу, сверху доверху набитую людьми. Конечно, можно договориться с рыбаками и торговцами, и совершать плавание по Нигеру "короткими перебежками", от деревни к деревне, но на это нужно время. Скорость движения вверх и вниз по Нигеру в ноябре-декабре одинаковая: из Сахары дуют сильные сухие ветры, набивающие полиэтиленовые паруса рыбацких пинасс, идущих вверх по реке.
Еще одна статья расходов в Мали - всевозможные сборы с туристов (полицейские и коммунальные), впрочем, не очень большие - по 1000-2000 франков с носа, в Томбукту - 5000 франков. По сути, это мзда за право посещения того или иного местечка и фотографирования (видеосъемки) объектов и людей. На мой взгляд, эта система "коммунальных платежей" гораздо удобнее для фотографов и операторов: после уплаты "комиссионного сбора" старейшинам деревни у рядовых обывателей нет никакого "карт-бланша" для требования вознаграждения за то, что они "случайно" попали в объектив - "за всё уплочено!". В Томбукту и Дженне выписываются специальные билеты, которые позволяют также вести съемку с крыш домов.
Что касается попрошайничества, то здесь преобладает требование "кадо" (cadeau - “подарок" по-французски) и "бидон" (бутылка из под воды). За очень редким исключением требования эти ненастойчивы; один только раз нашего Доктора схватили за ремешок фотоаппарата, намереваясь немного им придушить, но этот эпизод был единственным на нашем пути.
Виза оформляется в Москве, в посольстве Мали. Когда мы принесли наши документы на оформление визы, в консульском отделе искренне удивились, посчитав, что наша компания собралась провести отпуск на Мальдивах, где, как известно, название столицы созвучно с Мали (Мале - Мали). Так в посольстве Мали впервые узнали, что русский туризм в Мали всё-таки есть! Виза стоит 20 Евро, оформляется за 3-4 дня. Для оформления туристской визы нужно предоставить 2 анкеты с фото, подтверждение брони отелей на все дни пребывания, авиабилеты или (если всего этого нет) - факсовое приглашение от какого-нибудь малийского туроператора. При въезде в страну нужно показать сертификат о прививке от желтой лихорадки. При отсутствии такового - купюру в 20 Евро…
Авиаперелет из Москвы в Мали стоит 1650-1700 у.е. авиакомпанией "Эр Франс" и 900-1000 у.е. при совмещении чартера "Пуэнт-Африк" с каким-либо перелетом до Парижа из Москвы. Главное - подгадать дату и время обратного перелета из Парижа в Москву, поскольку точное время вылета чартера из Бамако подтверждается за 3 дня до отправления, поэтому всегда присутствуют две возможности: 1) опоздать на свой рейс в Москву; 2) прилететь слишком рано и "куковать" 15-20 часов в аэропорту. Не знаю как остальные, но я за 700 у.е. в сутки готов и "покуковать".
Или хотя бы просто посидеть и почитать книжечку…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
27/11/2005 15:23
Материалы по теме
- Страны: Мали
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.