Догоны считают, что они прилетели с Сириуса, и умело это используют. (Подробнее по этой теме читайте материал "Мифология догонов".)
Улетят ли догоны обратно к своей звезде, никто не знает. Если догоны "скинутся" поголовно на космический полет хотя бы одного своего соплеменника на МКС, то и в этом случае нужной суммы не наберется. Что уж тут говорить о Сириусе!
Но жизнь продолжается: догоны выращивают свой зеленый лук, режут скульптуры и маски из дерева. Туристы эти маски покупают и потом перепродают за сумасшедшие деньги (если сравнивать их с теми, которые были реально заплачены в Стране догонов). Если маска была куплена за 100 евро, на интернет-аукционах она стоит уже в пять-шесть раз дороже. При этом определить подлинность "старинной" маски очень сложно.
Главными поклонниками догонского искусства у нас были Владимир и Фарид. Фарид при покупке каждой скульптуры уточнял: "Это те самые – с Сириуса?" Ответ, конечно, был утвердительный. В конце концов, если первопредки догонов прилетели с этой далекой звезды, то всё, что с ними связано, тоже оттуда.
Кстати говоря, если взять, к примеру, маски догонов, то не стоит думать, что все они имеют глубокий космическо-эзотерический смысл. Во время выступления догонских танцоров все эти маски можно наблюдать практически в полном "наборе", хотя на самом деле, второстепенных и третьестепенных масок у догонов намного больше (около 80). Большинство из них изображает вполне обыденных персонажей: антилопу, буйвола, кролика, шакала, гиену, птицу и прочее.
Есть маска, изображающая простого догонского земледельца. Есть маски (покрытые сплошь ракушками каури), которые изображают женщин фульбе (пёль). С фульбе у догонов всегда были натянутые отношения, а потому они олицетворяют "врагов", также как и трехглазое чудовище, которое таскает скот по ночам.
Совсем другое дело – маски подчеркнуто ритуального, магического значения, такие как канага ("догонский крест"), олицетворяющая единство двух сфер – небесной и земной, соединенных между собой "эфиром", т. е. атмосферой, "средним миром".
"Многоэтажная" маска "сиригье" - это "дом предков", она показывает генеалогическое древо рода до седьмого колена. Ну и, само собой, маска "Бледного Лиса", божества-трикстера, антипода "хорошего бога", с которым они вместе прилетели с Сириуса.
Маски "сатимбе" с навершием в виде женской фигуры с поднятыми руками, представляют "богинь плодородия".
Страна догонов производит впечатление ошеломляющее. Я понимаю чувства людей, попадающих сюда в первый раз.
Это Африка в глубоком разрезе, и разрез этот – утёс Бандиагара.
Никто из тех, кто прошел тропами Страны догонов, никогда её не забудет.
Это не "туристические" деревни зулусов в ЮАР, не "настоящие бедуины" у пирамид Гизы.
Кто побывал в этой стране, тот уже не сможет на дух переносить суррогат в любом виде. Как много его вокруг, суррогата этого, начинаешь понимать, только прикоснувшись ко всему настоящему, подлинному, к тому, что сохранила человеческая цивилизация в отдаленных уголках.
Вся жизнь современного человека, живущего в "обществе потребления", приобретает "суррогатные" свойства. Очумевшие в своих однотипных до тошноты офисах, "менеджеры" ищут отдушину в искусственных, надуманных, противоестественных развлечениях. Чего стоят только "корпоративные мероприятия", командные игры и прочая хрень, за которые платятся сумасшедшие деньги. Смотришь на всё это со стороны и даже смешно становится и как-то брезгливо... Но это я так, как всегда "лирически отступился" от основной темы.
04/02/2008