В майну, пропиленную у стены торосов, видны подводные ледяные стены. Становится немного легче оттого, что кроме безграничной черной бездны там есть белые льды. Ошарашенные светом бокоплавы, белесые и рыжие во множестве плавают у поверхности воды. Подводные торосы уходят вниз за пределы видимости. Но закреплены ли они? Это предстоит выяснить руководителю экспедиции. Если льды придут в движение, то они могут закрыть подводникам путь на поверхность. Принято решение пропилить три майны. Основная - световая - запасная.
Время не ждет. Первая пара готовится к погружениям, остальные разбивают лагерь, ставят палатки, налаживают обогрев. Готовится барокамера. Подводники люди немного суеверные.
Температура воздуха -25, воды -1,5, подводный фотограф Андрей Каменев привык погружаться в мокром гидрокостюме. Для фотографов снимки важнее комфорта. Сбор у майны.
Подводные льды неподвижны, но хорошо ли зафиксированы? Лед под водой покрыт игольчатыми кристаллами. Хороводы подводных снежинок поднимаются к поверхности, достаточно прикоснуться к замерзшим глыбам.
Ныряние парами, страхуя друг друга под водой. Бокоплавы сидят в ледяных норках, плавают и просто бродят по нижней поверхности льда.
В 4 км от лагеря - настоящий айсберг, принесенный течениями из Атлантики и вращающийся вокруг оси уже 3-ий год. Возраст льдов, слагающих его - до 5 тысяч лет.
Ожидание обратного самолета в Хатангу, кажется, что приключения закончились.
Группы лыжников и парашютистов одна за другой покидают базовый лагерь и возвращаются на материк. Остались только подводники. Где же их самолет? За несколько часов до назначенного времени вылета задуло. Солнце ушло за белесую пелену. Завьюжило, замело.
Первый тревожный признак - вдруг испортилось настроение у начальника базового лагеря. Да и сама команда понимает, сейчас заметет взлетную полосу или, не дай бог, начнет трескаться лед. В полной неопределенности прошли двое суток на льдине.
Время на льдине разное: вертолетчики живут по Гринвичу, команда подводников МГУ по Хатанге, самые патриотичные из них - по Москве, максимальная разница - 8 часов. Так что тяжело сказать, 19-ого утром, а может вечером в палатку вдруг пришли вертолетчики, принесли бутылку шампанского. Кто-то им оставил, потому что выпить не смог. Замерзло. Иностранцы часто привозят сюда шампанское, вино. Нет настоящей полярной практики: чем выше широта, тем крепче напитки.
Анастасия Сафонова, Андрей Каменев 04/01/2001
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7
|