Арктика. Северный Полюс. Достаточно лишь произнести некоторые слова для того, чтобы романтика северных экспедиций сама возникла перед нами в шуме полярной метели, неутихающей даже к маю. Полуостров Таймыр - крайняя северная точка на карте, куда можно добраться самолетом. Апрель. За бортом -30. Низенькие редкие лиственницы, обширные болота, петляющие речки. Кто-то скажет, что Хатанга - это очень большая река, а кто-то, что это маленький поселок. До Полюса еще 2000 километров. Для кого-то - это ворота Полюса, шумные посиделки, укутанные иностранцы, веселые толстенькие детишки в мохнатых песцовых шапках. Размер шапки видимо определяет социальное положение хозяина, никаким морозом размеры шапок не оправданы. А кто-то скажет, что тоскливей места не найти, улица Заполярная переходит в улицу Таймырскую и упирается в кирпичное здание, украшенное огромными белыми буквами: МИР БЕРЕГИТЕ.
Более трехсот лет назад пришли сюда русские казаки. И вырос город на большой северной реке.
В Хатанге нет книжного магазина, зато ресторана целых два. Здесь подают местную рыбу: муксун, чир, голец, нельма, ряпушка, а на горячее - северного оленя или куропатку.
Город покрыт дымными трубами и недостроенными зданиями. Копоть и гарь покрывают улицы и дома.
Широколицые люди - талабайцы, с удовольствием читают надписи на разноцветных куртках приезжих. Весь полярный сезон длится всего-то месяц в году, и готовятся к нему тщательно. Завозят пиво, детишки предлагают купить песца.
В общем потоке всегда существует противоток, удивительное стремление людей к северу во все времена нельзя объяснить лишь амбициями, завоеваниями и страстью к наживе. Нансен, считая достижение Северного полюса скорее вопросом престижа, чем важным научным фактом, не смог удержаться от попытки попробовать дойти. Почти 100 лет назад первый человек - американец Пири достиг точки северного полюса.
Чтобы попасть на Полюс в конце 20-го века, не нужно совершать утомительные и драматические переходы в тысячи километров, месяцы и годы дрейфовать со льдами, нет нужды учиться управлять собачей упряжкой и подсчитывать каждый грамм груза, чтобы не взять лишнего, и чтобы дойти. И, все-таки, Арктика остается собой. Один неверный шаг, одно неправильное решение может привести к срыву программ, трагедиям. Человек неспособен жить в этой ледяной пустыне. Подо льдом, пусть даже многометровым - океанская бездна. Лишь один месяц в году океан допускает туда людей. Именно в апреле стихают нестерпимые зимние бури и морозы, но не началось еще активное таяние и движение льдов. И тогда разбивают на льду временный лагерь полярные летчики. Ледовая взлетно-посадочная полоса - аэродром на льду - поражает любого. За кажущейся простотой - огромный труд и опыт полярных летчиков. Годами отработан порядок строительства этого сооружения.
Анастасия Сафонова, Андрей Каменев 04/01/2001
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7
|