В окрестностях Каргополя
Каргополь прекрасен, но вряд ли бы кто-нибудь решился проделать нелегкий путь на север ради него одного. Прелесть в том, что к Каргопольском районе находится ряд совершенно уникальных памятников деревянного зодчества и старинных деревень, которые стоит посетить. Еще одно место притяжения, один из самых популярных объектов в Архангельской области, это Кенозерский национальный парк. Но ему я посвящу отдельный репортаж. Ближе всего, в 5 километрах от Каргополя, в деревне Саунино, находится церковь Иоанна Златоуста середины XVII века. Внутри сохранились небеса, говорят, в хорошем состоянии. Но у нас, к сожалению, не было времени на осмотр. Это пример классической шатровой архитектуры - "восьмерик на четверике", когда на нижний четырехгранный сруб ставится восьмигранник.
Еще одно интересное место - деревня Лядины, где находится Богоявленская церковь XVIII века. церковь Издалека кажется, что памятник закрыли сайдингом. На самом деле это результат исторической реставрации: в конце XIX века этот храм, как и многие другие на севера, обшили тесом и покрасили. Таковы были вкусы людей того времени: многие уходили на промысел в больше города, в том числе в Петербург, рассказывали о красивых домах, и хотели сделать у себя так же. Серая "бревенчатая Русь" отнюдь не казалась им привлекательной. Нам сейчас, наоборот, куда милее и ближе классическое русское зодчество без аляповатой раскраски. Так что реставрация получилась спорной: с одной стороны, восстановлено все в точности, с другой стороны, восстановлен тот облик, который держался лишь несколько десятилетий в сравнение со столетием, когда церковь была просто деревянной. Впрочем, это мелочи. Страшнее другое: эта церковь - единственное, что сохранилось от "тройника". Так называют распространенные на севере церковные ансамбли, по традиции состоявшие из летней и зимней церквей и колокольни. Колокольня и Покрово-Власьевская церковь сгорели совсем недавно, в 2013 году из-за попадания молнии.
Здесь же находится гостевой дом-музей: можно жить в том же обстановке, в какой жили крестьяне сто лет назад. Сама деревянная изба является памятником гражданской архитектуры начала XX века. Либо просто посетить с экскурсией: вам расскажут о крестьянском быте, о том, как ткали и пряли, как готовили еду. Также проводятся разнообразные мастер-классы - можно свить веревку на станке, например. Самое забавное - это слушать истории и сказки на местном говоре. Здесь не только окают, но и цокают. Получается, например, не "курочка", а "куроцька". Кроме того, в речи много местных диалектных слов, значение которых далеко не всегда можно угадать. На таком наречии даже в деревнях уже не разговаривают, но все-таки помнят и стараются сохранять хотя бы в качестве "музейного экспоната".
Хозяйка гостевого дома Надежда Ворощук, коренная уроженка этих мест, много лет работавшая в сельской школе, еще и является создателем чудесного частного музея. Он небольшой, но интересный. Здесь есть поделки, сделанные детьми на мастер-классах, есть аутентичные предметы быта, старинные ткани, платки, верхняя одежда и многое другое. Обо всем, включая совершенно неизвестные нам сейчас традиции российского севера, Наталья Федоровна рассказывает очень интересно и подробно. Туристов здесь много не бывает, так что музей работает по заявкам: можно позвонить Наталье Федеоровне, чтобы договориться об экскурсии, по телефону +7 (921) 479-18-41.
Одним из самых интересных мест является старинное село Ошевенск. Во-первых, здесь находится Александро-Ошевенский монастырь, основанный в середине XV века Александром Ошевенским. Об этом святом есть много легенд, в число местный достопримечательностей входят камни-следовики, на которых святой во время своего пути оставил следы - на какой-то камень присел, на какой-то насупил ногой, так что остался отпечаток ступни. Камни мы, к сожалению, не увидели. Но монастырь даже в своем полуразрушенном виде очень живописен: он является действующим. Каменные постройки появились на рубеже XVIII века, изначально все было сделано из дерева.
В этом большом селе также располагается Богоявленская церковь с колокольней, это памятник XVIII века. В ней также сохранились небеса.
Возле церкви стоит деревянная изба Антонины. Здесь предлагают разбавить обильную духовно-эстетическую пищу вполне плотской. Хозяйка готовит в настоящей русской печи, при этом молочные продукты делает сама. Самая обыкновенная каша имеет невероятный вкус. Я уже не говорю о домашнем несладком йогурте, в который добавили свежие ягоды черники, или о ряженке... Пироги с местными ягодами на сметанном тесте также получились отменные. Антонина объясняет на местном выговоре: "Есть корова да куроцька - испечет и дуроцька".
Она развлекает гостей рассказами о том, как раньше готовили и ели, о том, как была устроена жизнь большой семьи. А еще она поет в ансамбле "Ошевенские большухи" в Каргопольском районе и в Кенозерском нацпарке есть несколько ансамбле, в которых поют непрофессионалы. Но поют родные песни, которые слышали от мам и бабушек, так что получается очень здорово. "Большуха", как объяняет Антонина, не имеет отношения к дородным формам. Она также опровергает миф о том, что женщины в старину были дородными. Были крепкие, но отнюдь не толстые. Большухой называли старшую женщину в семье: в отсутствии хозяина дома она была главной. В этой же избе проводятся мастер-классы (прялочные посиделки, например), пляшут кадриль, показывают отрывки из свадебного обряда, накрывая свадебный стол. В общем, без клюквы и с чувством рассказывают о местной жизни и традициях.
У Антонины также есть гостевой дом с удобствами на улице, в нем можно остановиться. А заодно попариться в настоящей бане по-черному. В Ошевенске вообще сохранилось довольно много старинных бань по-черному. Топить их процесс очень трудоемкий, занимает 5-6 часов. Поэтому в музее финской бани баню по-черному никогда не топят: нет желающих платить такую баснословную сумму. Зато в Ошевенске можно париться за копейки. Может быть, здесь тоже когда-нибудь откроют музей бани.
Некоторые церкви, уникальные архитектурные памятники, находятся в плачевном состоянии. Каким-то удивительным образом за них никто не отвечает. А местные жители и священнослужители, которые хотят их починить, не могут собрать столько денег и бумаг - реставрация памятника дело не только сложно и дорогое, но еще и бюрократически запутанное. С одной стороны, хорош неумелая реставрация может все испортить. С другой стороны, памятники умирают, а у желающих их спасти руки связаны.
Один из таких полузаброшенных ансамблей находится в селе Архангело. Церковь Михаила Архангела датируется XVIII веком. Такие необычные кубические храмы встречаются только по берегам Онеги - это уникальная местная особенность.
Внутри сохранились небеса. Правда, обычно церковь закрыта. Нам удалось сюда попасть благодаря каргопольскому турбюро "Лаче".
По дороге встречается немало интересного - переправа через Онегу или старинный деревянный мост.
У нас было очень мало времени, так что мы смогли увидеть меньшую часть каргопольских чудес. Надеюсь, что когда-нибудь смогу вернуться и осмотреть все спокойно. Существует только одна проблема: транспортная. Дороги здесь ужасные, общественный транспорт существует, но ходит очень редко. Так что нужно либо ехать самостоятельно на авто, которое готово к такому приключению, или заказывают экскурсии в местному турбюро, что уже выходит дороже - хотя и стоит того.
02/09/2015