Старый добрый Каргополь: город из сказки


    Страницы: 1 2 3 4 5 

    Когда я подъезжала к Каргополю, я почти ничего о нем не знала. Шел проливной дождь, все было серым, а поезд пришел на станцию в 6.30 утра. Википедия говорила, что Каргополь - это старинный русский город, стоящий на реке Онеге, у ее истока из озера Лаче. В летописях, по некоторым данным, он упоминается еще за год до основания Москвы - в 1146 году. Некий князь ходил воевать с чудью белоглазой и приказал заложить город. А еще в нем сохранилась тьма тьмущая памятников - это внушало оптимизм, но еще ничего не гарантировало. Наконец, я знала, что сегодня днем во второй раз пройдет Баранье воскресенье - старинный праздник, уходящий корнями в язычество, который здесь решили возродить (об это читайте в первой части - Баранье воскресенье в Каргополе). Чего я не знала, так это того, что влюблюсь в этот крохотный игрушечный городок. Но начнем с начала.

    Вид на Благовещенскую церковь конца XVII века, на ее постройку Петр I пожертвовал, как гласит легенда, 100 рублей / Фото из России
    Вид на Благовещенскую церковь конца XVII века, на ее постройку Петр I пожертвовал, как гласит легенда, 100 рублей // Дарья Орешкина, Travel.ru

    На колокольню можно подняться: отсюда весь низенький город как на ладони / Фото из России
    На колокольню можно подняться: отсюда весь низенький город как на ладони // Дарья Орешкина, Travel.ru

    В Каргополе вкусная вода и много родников / Фото из России
    В Каргополе вкусная вода и много родников // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Каргопольские виды прекрасны / Фото из России
    Каргопольские виды прекрасны // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Дорога в Каргополь

    Богатый купеческий город Каргополь - о его богатстве говорит огромное число великолепных каменных храмов (более 20 храмов на 3,5 тысячи жителей) - оказался на отшибе истории из-за того, что железная дорога обошла его стороной. Сейчас остается лишь поблагодарить за это счастливый случай: вряд ли бы он смог сохранить свою индивидуальность в советскую индустриальную эпоху, да и позднее в рыночную, массово уничтожавшую памятники ради коммерческих интересов. Впрочем, географическая удаленность и труднодоступность города, расположенного на севере России, в Архангельской области, с самого начала определила его развитие и самосознание. Распространенную здесь поговорку - "до царя далеко, до бога высоко" - можно было бы поместить на городском герб с пламенеющим бараном в качестве девиза. Местные жители всегда отличались консерватизмом и с недоверием относились к новому, тем более к новым указам далекой власти.

    Вид на храмы Старой торгововой площади Каргополя, которую украшают три храма и колокольня / Фото из России
    Вид на храмы Старой торгововой площади Каргополя, которую украшают три храма и колокольня // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Вид на собор Рождества Христова / Фото из России
    Вид на собор Рождества Христова // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Воскресенская церковь конца XVII века / Фото из России
    Воскресенская церковь конца XVII века // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы также относится к концу XVII века / Фото из России
    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы также относится к концу XVII века // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Поэтому в советское время и церкви здесь сносить не спешили (хотя сохранилось, конечно, далеко не все, а многие храмы находятся в плачевном состоянии), а в царское время не спешили принимать новые никоновские каноны церковного зодчества и иконописи. Один из таких примеров - деревянные барельефы на колокольне 61-метровой Каргополя, самом высоком строение города. Синод запретил деревянную скульптуру за несколько десятилетий до строительство колокольни, но каргопольцы этого указания не замели. Теперь деревянная скульптура в украшении православных строений - огромная редкость.

    Колокольню украшают деревянные барельефы с ангелочками / Фото из России
    Колокольню украшают деревянные барельефы с ангелочками // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Вид с колокольни на храм Иоанна Предтечи / Фото из России
    Вид с колокольни на храм Иоанна Предтечи // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Жизнь была размеренной и правильной - в том смысле, что все жили по неписанным городским правилам и не стремились выделиться. Даже самые богатые купцы предпочитали жить в деревянных домах - и теплее, и традиции соблюдены.

    Почти каждый дом в Каргополе - это памятник архитектуры / Фото из России
    Почти каждый дом в Каргополе - это памятник архитектуры // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Все, что осталось от богатых торговых рядом, размещавшихся на берегу Онеги напротив ансамбля Троговой площади / Фото из России
    Все, что осталось от богатых торговых рядом, размещавшихся на берегу Онеги напротив ансамбля Троговой площади // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Поскольку в Каргополе нет железнодорожной станции, то ехать нужно до ближайшей, расположенной в Няндоме. Оттуда до Каргополя на автобусе ехать около часа. Это, конечно, отпугивает многих, учитывая, этот городок практически никому не известен и уж точно не может соперничать по популярности с городами Золотого Кольца. С другой стороны, отсутствие толп туристов - одна из особенностей города, которая делает его таким очаровательным. Сюда за весь год приезжают около 1000 человек, хотя это очень приблизительные цифры - считают только по туристам, официально остановившимся на ночевку. К тому же в городе только одна приличная гостиница - "Каргополь" (есть еще "Каргополочка", где почти все номера без удобств). Также есть хорошие гостевые дома в самом Каргополе и соседних деревнях. Но, даже если Каргополь напряжет все силы, он не сможет принять больше 200-300 человек одновременно.

    В каргопольском дворике / Фото из России
    В каргопольском дворике // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Еще одна чудесная особенность Каргополя - отсутствие визуального шума. И в больших, и в малых городах России (особенно в южных регионах) все завешано разноформатной, кричащей и плохо сочетающейся друг с другом рекламой - растяжки над улицами, рекламные щиты, плакаты на заборах, листовки в витринах магазинов... Все это как кожная болезнь, способная изуродовать даже самый красивый город. Каргополь практически избавлен от этой напасти. Сначала ты не понимаешь, почему тебе так легко и приятно бродить по улицам, а потом понимаешь, что все дело в том, что тебе ничто не мешает смотреть на дома и прохожих, ничто не отвлекает внимания.

    Виды Крагополя / Фото из России
    Виды Крагополя // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Так в Каргополе выглядит офисное здание / Фото из России
    Так в Каргополе выглядит офисное здание // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Магазин "Компромисс". То ли между женской и мужской одеждой, то ли между одеждой и обувью... / Фото из России
    Магазин "Компромисс". То ли между женской и мужской одеждой, то ли между одеждой и обувью... // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Вернемся к тому, как попасть в Каргополь. До станции Няндома добраться относительно просто. Здесь делают краткую остановку поезда, следующие в Архангельск из Петербурга, Москвы, Адлера и других городов, а также поезда, следующие в Северодвинск. Автобусы из Няндомы в Каргополь отправляются всего пять раз в день, они более-менее приближены в прибытию поездов, но добираться на автобусе не всегда удобно. В этом случае можно заказать трансфер в турбюро "Лаче": они часто встречают туристов, могут оказаться свободные места. Стоит заглянуть в их группу в контакте: www.vk.com/lachetur.

    Станция Няндома находится к Каргополю ближе всего / Фото из России
    Станция Няндома находится к Каргополю ближе всего // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Каргопольские пейзажи / Фото из России
    Каргопольские пейзажи // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Удобнее всего, конечно, добираться до Каргополя на своем авто. Особенность местной дорожной сети такова, что от Петербурга, который фактически ближе к Каргополю, сюда дольше ехать, чем их Москвы, откуда идет на Архангельск федеральная трасса М-8. Бывалые автомобилисты заклинают туристов из Петербурга ни в коем случае не ехать по короткому маршруту вдоль берегов Ладожского и Онежского озер, насчитывающему всего 680 километров. Лучше ехать через Вологду, выезжая на М-8: в итоге расстояние в 2 раза больше, но время одинаковое, а машина целее. Собственная машина пригодиться и для того, чтобы побывать в Кенозерском парке, деревянных погостах и чудесных старинных деревеньках Каргопольского района - о них ниже. Правда, нужно понимать, что асфальтированных дорог в районе практически нет: в лучшем случае разбитая бетонка. Так что нужно трезво оценивать возможности своего авто.

    Коты на чердаке старого дома / Фото из России
    Коты на чердаке старого дома // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Дарья Орешкина
    02/09/2015

    Страницы: 1 2 3 4 5 




    Новости из России

    25.04.24 В столице открылась навигация на Москве-реке
    "Аэрофлот" обещает ветеранам бесплатные авиабилеты
    24.04.24 Из Перми запустят водный маршрут в Закамск и Краснокамск
    S7 Airlines полетит из Новосибирска в Алматы
    Red Wings начнет совершать рейсы из Челябинска в Минск
    17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой
    "ИрАэро" полетит из Москвы в Иркутск
    16.04.24 "Россия" возобновит рейсы из Красноярска в Харбин