Когда я подъезжала к Каргополю, я почти ничего о нем не знала. Шел проливной дождь, все было серым, а поезд пришел на станцию в 6.30 утра. Википедия говорила, что Каргополь - это старинный русский город, стоящий на реке Онеге, у ее истока из озера Лаче. В летописях, по некоторым данным, он упоминается еще за год до основания Москвы - в 1146 году. Некий князь ходил воевать с чудью белоглазой и приказал заложить город. А еще в нем сохранилась тьма тьмущая памятников - это внушало оптимизм, но еще ничего не гарантировало. Наконец, я знала, что сегодня днем во второй раз пройдет Баранье воскресенье - старинный праздник, уходящий корнями в язычество, который здесь решили возродить (об это читайте в первой части - Баранье воскресенье в Каргополе). Чего я не знала, так это того, что влюблюсь в этот крохотный игрушечный городок. Но начнем с начала.
Дорога в Каргополь
Богатый купеческий город Каргополь - о его богатстве говорит огромное число великолепных каменных храмов (более 20 храмов на 3,5 тысячи жителей) - оказался на отшибе истории из-за того, что железная дорога обошла его стороной. Сейчас остается лишь поблагодарить за это счастливый случай: вряд ли бы он смог сохранить свою индивидуальность в советскую индустриальную эпоху, да и позднее в рыночную, массово уничтожавшую памятники ради коммерческих интересов. Впрочем, географическая удаленность и труднодоступность города, расположенного на севере России, в Архангельской области, с самого начала определила его развитие и самосознание. Распространенную здесь поговорку - "до царя далеко, до бога высоко" - можно было бы поместить на городском герб с пламенеющим бараном в качестве девиза. Местные жители всегда отличались консерватизмом и с недоверием относились к новому, тем более к новым указам далекой власти.
Поэтому в советское время и церкви здесь сносить не спешили (хотя сохранилось, конечно, далеко не все, а многие храмы находятся в плачевном состоянии), а в царское время не спешили принимать новые никоновские каноны церковного зодчества и иконописи. Один из таких примеров - деревянные барельефы на колокольне 61-метровой Каргополя, самом высоком строение города. Синод запретил деревянную скульптуру за несколько десятилетий до строительство колокольни, но каргопольцы этого указания не замели. Теперь деревянная скульптура в украшении православных строений - огромная редкость.
Жизнь была размеренной и правильной - в том смысле, что все жили по неписанным городским правилам и не стремились выделиться. Даже самые богатые купцы предпочитали жить в деревянных домах - и теплее, и традиции соблюдены.
Поскольку в Каргополе нет железнодорожной станции, то ехать нужно до ближайшей, расположенной в Няндоме. Оттуда до Каргополя на автобусе ехать около часа. Это, конечно, отпугивает многих, учитывая, этот городок практически никому не известен и уж точно не может соперничать по популярности с городами Золотого Кольца. С другой стороны, отсутствие толп туристов - одна из особенностей города, которая делает его таким очаровательным. Сюда за весь год приезжают около 1000 человек, хотя это очень приблизительные цифры - считают только по туристам, официально остановившимся на ночевку. К тому же в городе только одна приличная гостиница - "Каргополь" (есть еще "Каргополочка", где почти все номера без удобств). Также есть хорошие гостевые дома в самом Каргополе и соседних деревнях. Но, даже если Каргополь напряжет все силы, он не сможет принять больше 200-300 человек одновременно.
Еще одна чудесная особенность Каргополя - отсутствие визуального шума. И в больших, и в малых городах России (особенно в южных регионах) все завешано разноформатной, кричащей и плохо сочетающейся друг с другом рекламой - растяжки над улицами, рекламные щиты, плакаты на заборах, листовки в витринах магазинов... Все это как кожная болезнь, способная изуродовать даже самый красивый город. Каргополь практически избавлен от этой напасти. Сначала ты не понимаешь, почему тебе так легко и приятно бродить по улицам, а потом понимаешь, что все дело в том, что тебе ничто не мешает смотреть на дома и прохожих, ничто не отвлекает внимания.
Вернемся к тому, как попасть в Каргополь. До станции Няндома добраться относительно просто. Здесь делают краткую остановку поезда, следующие в Архангельск из Петербурга, Москвы, Адлера и других городов, а также поезда, следующие в Северодвинск. Автобусы из Няндомы в Каргополь отправляются всего пять раз в день, они более-менее приближены в прибытию поездов, но добираться на автобусе не всегда удобно. В этом случае можно заказать трансфер в турбюро "Лаче": они часто встречают туристов, могут оказаться свободные места. Стоит заглянуть в их группу в контакте: www.vk.com/lachetur.
Удобнее всего, конечно, добираться до Каргополя на своем авто. Особенность местной дорожной сети такова, что от Петербурга, который фактически ближе к Каргополю, сюда дольше ехать, чем их Москвы, откуда идет на Архангельск федеральная трасса М-8. Бывалые автомобилисты заклинают туристов из Петербурга ни в коем случае не ехать по короткому маршруту вдоль берегов Ладожского и Онежского озер, насчитывающему всего 680 километров. Лучше ехать через Вологду, выезжая на М-8: в итоге расстояние в 2 раза больше, но время одинаковое, а машина целее. Собственная машина пригодиться и для того, чтобы побывать в Кенозерском парке, деревянных погостах и чудесных старинных деревеньках Каргопольского района - о них ниже. Правда, нужно понимать, что асфальтированных дорог в районе практически нет: в лучшем случае разбитая бетонка. Так что нужно трезво оценивать возможности своего авто.
02/09/2015