Каргопольская игрушка: символ города
Есть две фамилии, которые в Каргополе произносят с благоговением - это фамилии Бабкина и и фамилия Шевелевы. Шевелевы, обычно во множественном числе, поскольку речь идет о целом династии невероятно талантливых людей. А Бабкина никакого отношения к народной певице не имеет: речь идет об Ульяне Бабкиной, последний мастерице, делавшей каргопольскую игрушку. Изготовление глиняных игрушек позволял старушке сводить концы с концами: в остальных местах старинный промысел уже давно зачах.
В окрестностях Каргополя всегда было много глины, так что гончарный промысел развивался хорошо. Почти в каждой избе делали глиняную посуду, обычно для себя, часть шла на продажу. Из остатков глины на потеху детишкам лепили забавные игрушки, сюжеты были самые простые, деревенские: медведи, птички и прочая живность, крестьяне за своими обычными занятиями, парочки, пляшущие кадриль. Встречаются и мифологические персонажи вроде Полкана - полуконя-получеловека. Это такой крестьянский бородатый кентавр-богатырь в шляпе, символ физической силы и выносливости.
Изначально каргопольские игрушки даже не были разноцветными: красителям в деревне было взяться неоткуда. Так что их делали черно-белыми (известь и сажа), изредка подкрашивая киноварью. Был и еще один способ: окунать готовую игрушку, только что вынутую из печи, в мучной кисель. Мука, подгорая, оставляла необычный черный узор на красно-коричневой глине. В целом каргопольскую игрушку отличает очаровательная наивность: детали проработаны слабо, сама лепка простая и достаточно примитивная.
На игрушки Ульяны Бабкиной обратили внимание члены Союза художников. В 1958 году ее наивные игрушки получили первый диплом брюссельской выставки. В 60-е годы уделялось больше внимание народным промыслам, решили восстановить и каргопольскую игрушку. Как раз тут на сцену выходит первое поколение Шевелевых. Александру Шевелеву предложили возглавить гончарную мастерскую, которая должна была возродить промысел: он начал дело с нуля, создав на основе старой традиции совершенно новую игрушку - каргопольскую тройку.
Изготовлением игрушек также занялись Клавдия, сестра Александра, и ее муж Дмитрий. Они работали долгие годы, сейчас в том доме, где они жили, находится музей. Его создали после смерти Дмитрия Васильевича его дети и внуки.
Трое братьев Шевелевых - Валентин, Владимир и Виталий - также стали художниками, продолжили традиции родителей. Экскурсию по дому для нас провел Владимир Дмитриевич - потомственный гончар, мастер по созданию каргопольской игрушки, художник и увлеченный пчеловод. Каргопольскую игрушку я так и не купила, а баночку чудесного меда с собой увезла.
В доме Шевелевых можно увидеть как старинные, так и современные игрушки, картины, написанные талантливыми Шевелевыми, старые фотографии Каргополя, традиционные половики ручной работы и много всего интересного.
Музей работает по требованию: чтобы попасть в него, достаточно позвонить Дмитрию Петровичу по телефону +7 (921) 476-15-94. Здесь также часто проходят мастер-классы по созданию глиняной игрушки: слепить собственный сувенир можно всего за 150 рублей. Также стоит заглянуть в группу музея Шевелевых в Facebook - www.facebook.com/MuzejMasterovSevelevyhIKargopolskojIgruski: здесь проводятся и кулинарные мастер-классы.
Дело продолжает и третье поколение семьи - Елизавета Шевелева тоже художница и искусствовед. Владимир Дмитриевич с гордостью показывает работы внучки, еще дошкольницы: приезжая в Каргополь на лето, она с удовольствием лепит игрушки вместе со старшими. Так что за будущее каргопольской игрушки можно не беспокоится.
Тем более что теперь не одни Шевелевы этим занимаются. В Каргополе работает центр народных ремесел "Берегиня", где работают много талантливых гончаров. Но об этом замечательном месте расскажу ниже.
02/09/2015