Прямо с вертолетной площадки мы направились в морской порт в Авачинскую бухту, которая и дала начало городу, когда в 1740 году в нее пришли на зимовку корабли Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга, и для экипажей возвели здесь несколько строений.
Справка:
Авачинская бухта - одна из крупнейших бухт в мире, способная вместить весь мировой флот. Представляет собой внутреннюю, закрытую часть Авачинского залива. Длина бухты 24 километра, ширина у входа - 3 километра, общая площадь водного зеркала равна 215 км². Глубина до 26 метров. В бухту впадают реки Авача и Паратунка. По берегам бухты находятся города Петропавловск-Камчатский и Вилючинск. Оборудована маяками. Является основным местом базирования Тихоокеанского флота России на Камчатке.
Здесь уже нас ждало морское прогулочное судно "Омега". Мы подняли наш флаг, разместились по каютам и корабль отдал швартовы.
Пёс породы акита-ину по кличке Шико - тоже член команды "Омеги". Хозяин пса рассказал, что этот суровый морской пес на суше был искусан клещами, что пришлось намазать ранки "зеленкой".
Немного отплыв, прямо у выхода из бухты надергали камбал, испробовали на вкус морских ежей, поужинали и легли спать, а "Омега" взял курс на юг.
Морской еж
Морской еж в разрезе. Считается, что наиболее ценной в еже является икра, где сконцентрировано огромное количество полезных веществ. Например витамина А в ней содержится в 20 раз больше, чем в корне женьшеня, доля белков около 18-20 %. В икре ежей около 30 % полиненасыщенных жиров, включая Омега-3 и Омега-6. Она обладает широким спектром необходимых микроэлементов в легкоусвояемой форме и несколько повышенным содержанием йода. Спросите, как оно на вкус? Да сам точно не знаю. Съел пару штук, как-то восторга особого не испытал.
Утро встретили в Русской бухте. Конечно же, первое сильное впечатление произвели на нас местные пейзажи. Ну вот совсем другая картина по сравнению с первым местом рыбалки!
Дух захватывало от вида заснеженных сопок, прибрежных скал и безмятежной синей глади Тихого океана.
Тут я невольно вспомнил про Шантары и тут же спросил у старпома о том, насколько здесь часто встречаются косатки.- В 10 часов появятся, - ответил он совершенно уверенно. Не верить ему не было основания, но определенная доля сомнения по этому поводу у меня все равно возникла.
Когда все отошли от созерцания и фотосъемок, началась рыбалка.
Нацепив на пилькеры "бутерброды" из кусочков рыбы и щупалец осьминожек прямо с палубы ловили треску, минтая, терпуга, камбал, выудили даже несколько мелких палтусов.
Хотелось все-таки вытащить из морской пучины что-то большое, например тихоокеанского белокорого палтуса (Hippoglossus stenolepis), масса которого нередко достигает до 100 кг. Но увы, для ловли этого гиганта было не совсем оптимальное время. Хотя чему тут расстраиваться? Другая рыба и так клевала активно, так что сидеть без дела не приходилось. Вдруг сзади раздался чей-то возглас: "Косатки!". Я моментально взглянул на время - было без 3-х минут 10...Дельфинов действительно было много, насчитали в целом около 10 животных.
Кстати, расскажу сейчас вам одну "тайну". Когда размещал в свой блог отчет по Шантарам (а дело было уже после поездки на Камчатку), я решил вставить в пост фото сделанное здесь. Думаю, а какая разница? Вода... плавник... ведь смысл от этого не поменяется. И вот получаю письмо, где меня просили связаться с сотрудниками Тихоокеанского института географии ДВО РАН, так как "...самец на фотографии очень похож на зверя, зафиксированного на Камчатке". Видимо там уже ломали голову по поводу столь резкого перемещения животных на огромные расстояния, но к счастью я их вовремя успокоил.
Через некоторое время ребята из "Омеги" решили показать нам сивучей или северных морских львов (Eumetopias jubatus). На двух лодках мы поплыли к их лежбищу.
Завидев нас, животные засуетились. Их хриплый рев, напоминающий чем-то горловое пение, стал еще громче, что почти заглушил крики чаек и рокот мотора. Это оживление было связано скорей с любопытством, чем со страхом. Понятно, что они далеко не в первый раз встречались с людьми. На боках у некоторых животных были "выбиты" номера, которые как я позже узнал, позволяют ученым исследовать пути их миграций.
Интересно, что в последние годы тюлени для зимовки облюбовали Авачинскую бухту у берегов Петропавловска-Камчатского. Рассказывали, что были иногда случаи, когда этих излишне любопытных и доверчивых животных приходилось отгонять палками от пристани.Когда мы подплыли метров на 10, большинство мелких сивучей сигануло в воду и уже оттуда с интересом наблюдало за нашими действиями.
Некоторые даже пытались следовать за лодками.
На скале остались лишь несколько самочек и 2 самца, один из которых был гораздо крупнее. Его грузное ржаво-бурое тело было украшено многочисленными боевыми шрамами и при виде его становилось понятно, кто в доме хозяин.
Второй же самец сидел в стороне и искоса поглядывая на нас лениво порыкивал. Животных можно было не только увидеть или услышать, но и учуять. В воздухе стоял какой-то специфичный запах - то ли протухшей рыбы, то ли мочевины.
Налюбовавшись морскими львами, мы вернулись и "Омега" взял курс к бухте Березовая. Здесь, с одного из распадков низвергался небольшой водопад. Решили посмотреть на него поближе.
Пристали к берегу без проблем, прогулялись, пощелкали камерами, а вот при возращении пришлось немного попотеть. Прибой никак не хотел отпускать нас обратно и только с третьей попытки удалось оторваться от берега и завести мотор.
07/04/2014