В 20 км от Махачкалы находится природный феномен под названием Сарыкумские барханы - участок самой настоящей пустыни площадью 500 га. Отправились туда двумя машинами. В нашей, кроме Рената, разместились и двое его друзей. Еще должен был подъехать знакомый журналист с родственниками.
Пока мы томились в ожидании, припарковавшись у АЗС, один из наших попутчиков, Ильяс, успел сходить на намаз в мечеть. Соответствующие учреждения есть практически везде на Кавказе, как в населенных пунктах, так и на трассах - в специальном помещении, лишенном куполов и минаретов, но отмеченном табличкой "молельная", путник может исполнить необходимый религиозный ритуал.
Между прочим, образ Ильяса - стильно одетого молодого человека с дорогим фотоаппаратом, и образ его жизни, которую он проводит в путешествиях и встречах с друзьями, никак не вяжется с образом правоверного мусульманина. Друзья в шутку называют парня сектантом - некоторые аспекты ислама его привлекают, но следовать каждой букве мусульманского закона ему не интересно.
Мини-пустыня, окружённая степями, издали кажется небольшой, но передвигаться по ней очень непросто. Редкая растительность образует вокруг себя окружности, словно очерченные по циркулю - в роли циркуля выступают сами листья, приводимые в движение ветром.
Сарыкум - обиталище змей, ящериц, тушканчиков, и даже зайцев и волков, но никого из представителей фауны мы не встретили - только череп какого-то животного и выеденную шкурку ёжика. Смотрителей, к счастью, тоже - барханы относятся к государственному природному заповеднику "Дагестанский", куда требуется оформить официальное разрешение. По одну сторону бархана, у реки Шура-Озень, виднеется заброшенная ж/д станция Кумтор-Кале - там обитает начальство, и в зоне их видимости лучше не появляться. Мы дошли примерно до середины Сарыкума, по гребню, рискуя скатиться вниз по крутым бокам бархана, напоминающего гигантского спящего динозавра.
Следующую часть дня самые стойкие - то есть мы и Ренат - посвящаем восхождению на гору Тарки-Тау, расположенную вблизи Махачкалы, в 3 км от морского побережья.
Основную часть пути преодолеваем на машине. Минуем смотровую площадку: здесь останавливается большинство путников, но нам нужна вершина. Делаем еще несколько кругов по серпантину и оставляем машину. Впереди пешая, самая трудная и интересная, часть пути.
Около часа карабкаемся по слоистым, напоминающим по консистенции халву, уступам, втискиваемся в расщелины, цепляясь одеждой за острые иглы шиповника. Один неверный шаг - и можно неслабо разбиться. Восхождение на Таркинское плато - занятие не для дилетантов, здесь проходят соревнования местных скалолазов и спасателей. На склоне горы расположено древнее кумыкское селение Тарки, над которым, словно Дамоклов меч, нависают камни ущелья. Бывали смертельные случаи, связанные с обвалом камней, но никто не переезжает и не укрепляет скалистую стену. С вершины плато как на ладони видно Махачкалу и её город-спутник Каспийск.
Для Рената подъем на Тарки-Тау - почти как поход в магазин: летом в свободное время он приходит сюда на целый день с термосом и книгой. Мы же, непривычные к крутым подъемам, за этот день основательно умаялись.
Дагестан - лидер среди российских регионов по количеству гидроэлектростанций. Практически на каждую горную реку нанизано по нескольку ГЭС. Количество их исчисляется десятками, многие находятся на стадии проектировки и строительства.
Самая высокая арочная плотина в России и крупнейшая ГЭС на Северном Кавказе - Чиркейская - построена на реке Сулак, близ поселка Дубки.
В 60-е годы поселок был создан для строительства станции, и сейчас на улицах много славянских лиц - детей и внуков строителей социализма.
Несмотря на величину (более 5 тыс. жителей), населенный пункт выглядит вымирающим - заколоченные магазины, заброшенные стройки, всюду - социалистические артефакты. С обрыва на окраине поселка открывается головокружительная панорама Чиркейского водохранилища: полноводный бирюзовый Сулак зажат между отвесными скалами, расчерченными линиями грунтовых дорог.
Вскоре мы предприняли еще одну поездку в горный Дагестан. Целью стало знаковое для дагестанцев место - аул Гуниб, где произошло завершающее сражение кавказской войны XIX века.
Здесь в 1895 г. был пленен предводитель мятежных горцев имам Шамиль, сражавшийся против Российской империи четверть века.
В память о легендарном событии в ауле сооружена беседка Шамиля - считается, что именно на этом месте происходили переговоры между пленённым борцом за свободу и генерал-адъютантом Александром Барятинским, сумевшим поставить точку в Кавказской войне.
Беседка находится как бы над селом: узкая грунтовка к ней ведет вдоль пропасти, открывая виды на центральную площадь с монументом "Журавли", посвященному знаменитому стихотворению Расула Гамзатова. Беседка расположена в лесном массиве, в окружении нескольких санаториев.
Климат здесь сильно отличается от равнинного Дагестана - очень свежо, хотя в Махачкале далеко за 20.
Неподалеку от Гуниба расположено еще одно культовое для горцев место - гора Ахульго. "В селениях, что выше гнёзд орлиных, частенько я слыхал от стариков: мол, тот аварец лишь наполовину, кто не был никогда на Ахульго", - гласит цитата из стихотворения известного дагестанского поэта Расула Гамзатова, чье родовое село Цада находится неподалеку.
Путь на вершину очень крутой, перила сплошь увешаны лоскутами и лентами - создается ощущение, что к вершине поднимается вереница ярко одетых людей. В дни мусульманских праздников это действительно так: Ахульго - одно из популярнейших мест паломничества, наряду с Гунибом и аулом Гимры - родиной предводителей Кавказской войны Шамиля и Газимагомеда. Говорят, сейчас на родине двух имамов неспокойно. Эту недобрую славу Гимры отняли у селения Ботлих, еще несколько лет назад считавшегося бандитским оплотом.
...Дорога из Дагестана в сторону центральной России больше напоминает соседнюю Калмыкию, нежели Кавказ: унылые степи не разбавляют ни горы, ни буйная растительность. На дворе конец октября, но отголоски лета по-прежнему дают о себе знать.
"Жарко целый день в бронике стоять, а снять нельзя - опасно!" - сетует постовой, остановивший нас за превышение скорости недалеко от калмыцкой границы. Вот тут-то и пригодилось случайное знакомство с гаишником-пропагандистом. "После общения с вашим коллегой не могу настроиться на нормальный стиль вождения", - объяснил Игорь. "Больше не задерживаю", - понимающе кивнул страж порядка и посоветовал не гонять - ведь там, в России, совсем другие правила.
02/03/2013