Гардая
Наше путешествие началось в Гардае (Ghardaia) - столице Мзабского пентаполя, с 1982 года входящего в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город, строительство которого началось в 1053 году, имеет трапециевидную форму.
Мзабский пентаполь, города которого были построены между XI и XIV веками, - единственный в Алжире регион, живущий коммуной. Здесь нет брошенных детей и просящих милостыню нищих; община обеспечивает потребности лишившихся возможности работать инвалидов и больных. Городские советы, заседающие в мечетях или специальных залах для собраний, независимо от государственных властей решают все локальные вопросы. Помимо традиционных подоходных налогов, жители пентаполя ежегодно платят взносы в так называемый общак, средства из которого распределяются на нужды поселений.
Важно уточнить, что ксур на берберском наречии означает сеть укрепленных сооружений, традиционно строившихся на возвышении, то есть множественное число. Тогда как слово ксар означает входящее в состав ксура поселение, в единственном числе.
Продуманные системы ходов, знакомые только местному населению, уникальные ирригационные системы и крепостные стены помогали оборонять ксуры, в особенности лежащие на перекрестке караванных путей, от набегов кочевников. По легендам, в случае осад врагу выбрасывали едва живых коз, желудки которых были наполнены водой. Воинственным кочевникам давали понять, что еды, а уж тем более воды в поселении достаточно.
Но вернемся к рассказу о Гардае. Возвышающаяся на холме мечеть Дайя имеет необычный минарет, по форме напоминающий усеченную пирамиду. "Рожки" на углах защищают здание от порывов сильного ветра.
Кладбища, расположенные на территории пентаполя, в том числе в Гардае, представляют собой пространство с установленными в хаотичном порядке, но близко друг к другу глиняными дощечками. На некоторых могилах можно обнаружить кувшины, в которых, согласно поверьям, живые должны оставлять воду отошедшим в мир иной близким.
Неподалеку от кладбища традиционно располагается мечеть.
Архитектуру алжирских городов невозможно рассматривать без учета французского влияния.
Страна, ставшая независимой в 1962 году, получила в наследство от европейцев колониальную застройку. К примеру, в Гардае здания почты, мэрии и отеля Les Rostemides были построены французским архитектором Фернаном Пуйоном.
Что самое удивительное: французы строили новые здания и дома в качестве визуального продолжения многовековой застройки. Отличить колониальные дома, построенные европейцами, от относительно современных аналогов можно разве что на ощупь, обращая внимание на материал.
Гардая - лучшее место на всем маршруте для покупки местных сувениров. На центральном рынке можно приобрести одежду, метры разноцветных тканей для тюрбанов, кожаные брелоки, глиняные фигурки, картины из песка и, конечно, ковры всевозможных расцветок и форм.
Столица Мзабского пентаполя является малой родиной автора слов гимна Алжира и других влиятельных писателей страны, поэтому в центральной части Гардаи установлен памятник перу как главному инструменту поэта и повествователя.
Ну и еще одна интересная деталь. Трех- и четырехлетние малыши здесь гуляют одни, без сопровождения взрослых. Толпы детей, самостоятельно возвращающихся из школы или идущих на занятия, мы наблюдали в течение всего путешествия.
Осмотрев Гардаю, мы отправились в Эль-Атёф - древнейшую коммуну долины Мзаб, основанную в 1010 году. Поселение отличается от других наличием двух минаретов и двух традиционных кладбищ.
Мавзолей Сиди Брахина в Эль-Атёфе, будто бы парящий на колоннах, был построен в XV веке. Город - один из самых древних религиозных центров долины Мзаб, функционировавший с XI века.
Здание мавзолея, включенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, вдохновило французского архитектора Ле Корбюзье, бывавшего в Алжире, на создание паломнической церкви Нотр-Дам-дю-О, построенной в городке Роншан на востоке Франции (La Chapelle de Ronchamp).
Более того, колонны спроектированного Корбюзье здания Центросоюза на Мясницкой, 39 в Москве также служат отсылкой к путешествию архитектора в Алжир.
Под вечер мы вернулись в Гардаю, чтобы посетить Бени-Исген - самое мистическое поселение долины, вход в которое до недавнего времени запирался на ночь. Сейчас нравы стали чуть свободнее - и ворота в ксур не держат на замке. Впрочем, до сих пор вход иностранцам сюда возможен только в сопровождении местного гида, который на входе объясняет правила посещения. Курение и открытая одежда запрещена, то же касается фотографирования жителей.
Десятки ксур долины Мзаб, в том числе Бени-Исген, существовали обособленно вплоть до XIX века, когда над Алжиром был установлен французский протекторат.
Строгая планировка Бени-Исгена и есть форма укрепленного ксура, традиционно окруженного крепостной стеной. Внутри города поразительно чисто; даже наш гид, периодически смотря себе под ноги, подбирал валяющиеся на земле косточки фиников.
Поселения, издалека похожие на гигантские соты, строились мусульманами-ибадитами, бежавшими из Северной Африки в Сахару от преследования религиозных фанатиков-фатимидов.
Жилые дома подобно спирали поднимаются к самой высокой точке поселения, где традиционно располагается мечеть.
Живущие в Бени-Исгене мусульмане-ибадиты - представители ортодоксального ислама. Замужние женщины здесь носят хиджабы, полностью закрывающие от посторонних глаз не только волосы, шею, руки и ноги, но и один глаз, оставляя открытым второй, пожалуй, только для того, чтобы не сбиться с пути.
Облаченные в метры белоснежной ткани "одноглазые" женщины, у которых едва можно разглядеть зрачки, производят какое-то совершенно фантастическое впечатление, порой граничащее с галлюцинацией.
Простые геометрические формы зданий медово-желтых тонов с проходящими мимо женщинами в полотнах хлопковой ткани, развевающейся от малейшего дуновения ветра, кажутся воплощенной картиной арабских сказок "Тысячи и одной ночи".
Фотографировать ибадитов нельзя, в особенности женщин, поэтому здесь очень пригодится навык съемки с живота.
14/02/2013