С декабря 2001 по январь 2003 г. я трижды побывала в Сахаре. В первой поездке я открыла для себе мощное энергетичное пространство; вторая позволила пройти кусочек пустыни в своем ритме, вдвоем с водителем-туарегом, без расписания; в третий раз я приехала туда со старыми друзьями и новыми знакомыми. Найти попутчиков помог форум на сайте travel.ru.
Спустя два месяца после возвращения, в марте 2003 года, появились заметки, адресованные всем тем, кто откликнулся на объявление на форуме "Поиск попутчика" и так или иначе проявил интерес к поездке. Те, кого с нами не было – так назывались заметки – получили их по электронной почте вместе с полудюжиной фотографий. На базе этого текста и снимков, привезенных из трех путешествий, и сделан этот репортаж.
Тем, кого с нами не было...
ВСЕ СОСТОЯЛОСЬ – я имею в виду путешествие, которое было заявлено на форуме travel.ru как САХАРА В ЯНВАРЕ от имени Храброй Черепашки.
Визы и билеты были оформлены на шестерых; за три дня до вылета самый молодой участник экспедиции, яхтсмен, инструктор по рукопашному бою и пиарщик Дима Ч. вышел из игры, потеряв, увы, немалую сумму – билет с групповой скидкой возврату не подлежал. Так что 31 декабря из Москвы мы вылетели впятером. Со мной были предприниматель Андрей Б., художник-керамист Татьяна А. (оба москвичи), менеджер Ирина Д. из Санкт-Петербурга и моя давняя приятельница Маргарита М. (тоже менеджер) из Минска. В Таманрассете, откуда мы двинулись в пустыню, команду дополнили три туарега – водители Дэл (Абдалла) и Даха (Ахмед), знакомые мне по прежним поездкам, и 23-летний повар Яхъя, прозванный юнгой.
Маршрут
Маршрут и ритм движения планировала я, что называется, "под себя". Опыт первой поездки, когда за неполные две недели мы проехали по Сахаре около 2000 км, оставил ощущение ралли; повторять его, стартуя ежедневно в 8 утра словно на работу, мне не хотелось. В пустыне надо БЫТЬ, ощущая свой собственный ритм и входя в резонанс с пространством. За 10 дней мы сделали круг примерно в 700 км по региону, именуемому Тассили Н’Ахаггар. Пройденное расстояние было невелико, но даже на этом сравнительно небольшом для Сахары "пятачке" пустыня явила себя в чудесном ландшафтном разнообразии.
Ландшафт.
Мы перемещались от одного скального массива к другому. Между ними лежали песчаные и зеленые вади, пески разных оттенков – палевые, золотистые, коричневатые, почти красные; серповидные и иные дюны - как, например, в Тагрере, где на горизонте угадывались Голубые горы. Пейзаж близ массива Тагельмамет ребята окрестили марсианским, а взглянув с высоты на массив Юф Арлаль, я ощутила себя словно перед космическим порталом... По пути на Тахаггар, где один из наших джипов впервые увяз в песке, мы проехали несколько километров по совершенно плоской Тенере – знаменитой "пустыне в пустыне". Сам же Тахаггар, с его мощными скальными кулисами и фантастическим закатом вечером 6-го января, оставил впечатление совершенно мистическое. В паре километров от лагеря я сделала снимок, названный мною "Наблюдающая" - женский бюст близ скал на вершине дюны, работа песка и ветра...
Погода, экипировка и ночлег
Январь нынешнего года был жарким: жарче, чем год назад километров на двести южнее. Примерно с 11 до 16 часов стояло лето – 22-25 градусов в тени, 32-35 на солнце. Ближе к заходу солнца усиливался ветер, температура опускалась до 12-15 градусов. Некомфортно зябко было только однажды – утром 10 января в дюнах д’эн Берум. Днем жаждущие солнца ходили в шортах. Мой приятель из Германии, бывший с группой примерно в тех же краях неделей раньше, написал, что его туристам с голыми ногами дозволено ходить "только за уединенными скалами". По-моему, перебор. В Таманрассете шорты и в самом деле не слишком уместны, но в пустыне обнаженные ноги и руки никого не смущают. Дэл, Даха и Яхъя с туристами работают не первый год и живут в городе, где 80 тысяч населения, аэропорт, интернет-кафе и чуть ли не на каждой крыше – спутниковая антенна.
Спецэкипировки не требовалось, самое главное в таких путешествиях - комфортная обувь и теплый спальный мешок. Из нас пятерых грамотнее всех экипировалась Ирина. Как турист со стажем, она подошла к делу обстоятельно, не только пополнив тургардероб штанами и рубашками с уймой полезных кармашков и вентиляционными сеточками, но не забыв еще и часы с альтиметром и классные плотно прилегающие солнечные очки, отлично защищавшие глаза от песка.
Большинство путешественников предпочитали спать в палатках. Мне после трех ночей ее высокий полог стал тесен, и, как и год назад, я устраивалась на ночлег "под покровом небес". Кроме меня, так же ночевали туареги, и по одному разу, на пробу – Андрей и Маргарита.
Распорядок дня
В январе в Сахаре светает чуть позже 6 утра, после 6 вечера быстро смеркается; в 7 вечера в безлунную пору уже совершенно темно. Подъема "ровно в..." не было. Команда наша явно состояла не из жаворонков. Около 8.30 умытые туристы приступали к завтраку, уже сервированному Яхъей. Спустя час мы отправлялись в путь. Исключением стало лишь 9-го января, когда дамская часть группы вместе с тем же Яхъей в 8 утра отправилась пешком по вади Тинтарабин.
Между 12.30 и 13.30 – время ланча. Завершив трапезу, мы либо осваивали близлежащее пространство, либо, дождавшись, пока наши сопровождающие упакуют инвентарь, двигались далее по маршруту к месту ночлега. Лагерь разбивали засветло, так, чтобы иметь возможность не торопясь побродить по окрестностям.
Ольга Соколовская 01/09/2003
Страницы:
1 2
|