Хижина состоит из небольшого помещения при входе, крохотной кухни и спальни, точнее - спального места шириной не более метра, построенного на небольшом возвышении.
В доме всего несколько окон, едва пропускающих свет, отчего в комнатах кромешно темно даже в солнечный день. Такая мера помогает масаям спасаться от малярийных комаров. Специфический запах ощущается довольно сильно как внутри хижины, так и рядом с ней.
Дома и, как следствие, двери удивительно низкие для масаев, которые славятся высоким ростом. Опуская голову при входе в хижину, мужчины племени выражают уважение женщине, которая хранит очаг и сохраняет мир в доме.
После танцев и расспросов нас повели в своеобразную беседку, где показали ритуал разжигания огня.
Масаи традиционно добывают огонь трением.
В нашем случае процесс занял не больше пары минут.
Масаи безумно быстро теряют идентичность, на сегодняшний день уже около четверти племен исповедует христианство.
Но потерю идентичности легко спутать то ли с масштабной ликвидацией безграмотности, то ли с дарением возможностей.
Большинство детей племени, которое мы посетили, ходят в школу, построенную неподалеку благотворительными организациями, имеют доступ к медицинской помощи благодаря расположенному в нескольких сотнях метров Olanana Luxury Camp и учат английский язык.
В университеты, где стоимость обучения начинается от тысячи долларов в год, поступают единицы, большинство после школы либо остается в племени, либо уезжает на побережье работать в курортных гостиницах.
Масаи живут разведением домашнего скота, тогда как земледелие считают недостойным их рук трудом. Основу рациона составляет молоко, смешанное с кровью, и козлятина.
Экскурсия по деревне длилась около получаса, после чего нас пригласили на небольшой рынок, где масаи продают сувениры ручной работы: бусы, серьги, фигурки животных и шкатулки. Правда, качество сувениров, как выяснилось позднее, оказалось чуть хуже, чем в других местах, но и цены были существенно ниже.
Система такая: набираешь понравившиеся сувениры в небольшую корзину - и потом гид говорит полную стоимость всех выбранных товаров, которая, разумеется, в несколько раз выше реальной. Торговаться можно и нужно. В среднем нам удавалось сбросить половину, останавливая торги, когда цена нас устраивала. Впрочем, торгуюсь я неумело, так что вполне возможно, что сувениры могли обойтись и в меньшую сумму.
Посещение деревни в целом оставило странное впечатление.
Масаи не принимают и вряд ли когда-нибудь примут глобализацию, но встречать туристов для них - один из несложных способов выжить и дать образование детям.
Вечером, вернувшись в кемпинг и отправившись на ужин в ресторан, мы наблюдали танцы и песни уже масайских мужчин вокруг гостей и столиков. Несколько раз обойдя ресторан в компании туристов, они выбрали стол, вокруг которого продолжили гортанно напевать песни на суахили. Представление продолжалось около пятнадцати минут, после чего масаи с танцами и песнями покинули ресторан. Работа такая.
В кенийской саванне удивительно чувствуешь себя живым - и глядя на сосуществование огромного количества хищников и травоядных, с кровью, погонями и убийствами, приходишь к мысли, что базовые человеческие страсти - если исключить дурную наследственность и гнусный характер - заложены природой.
Другое дело, что мы можем с этим справиться.
Как гласит один из плакатов, увиденных нами в Кении: "You are a human being not a human doing".
За организацию поездки автор благодарит Управление по туризму Кении. Более подробную информацию о Кении можно узнать на сайте www.magical-kenya.ru
14/11/2011