Цитадель в Каире
Каирская цитадель возвышается над восточной частью города. Слева на фото - мечеть Хасана, снимок сделан с минарета мечети Ибн-Тулун.
Нельзя сказать, что выше ничего нет - есть воинская часть на горе Мукаттам со своими радиолокационными вышками, которые сильно портят местный пейзаж. У меня было желание туда забраться, которое так и не реализовалось в этот раз, уж очень грозно нависают все эти радары на горе. Зная несколько параноидальную манию египтян ограничивать посещение чего угодно, тем более военных объектов, я не стал рисковать. Хотя может и зря, в сети есть множество фотографий, сделанных с вершины Мукаттам, что доказывает ее посещаемость.
В цитадель я попал в конце дня, до закрытия оставалось меньше часа, поэтому осмотр получился беглым. Естественно, я зашел в мечеть Мухаммеда Али, но больше внимания уделил более ранней мечети Ан-Насира. По сути, это все, что мне удалось увидеть в цитадели.
Строительство крепости началось в 1176 году Саладином и продолжалось вплоть до XIX века. Каждый правитель Египта вносил свою лепту, не забывая ровнять то, что было построено до него. Надо сказать, что и Саладин начал строительство не на пустом месте. Некоторые источники указывают, что на месте нынешней цитадели находился так называемый "дворец воздуха", построенный еще Ибн-Тулуном, воздвигшим знаменитую мечеть, которая носит его имя, и многие другие сооружения в городе.
С эпохи Саладина тоже мало что сохранилось - только стены и пара бастионов. Построенные им мечети, мадраса и огромная больница-маристан исчезли. На данный момент самое древнее сооружение в цитадели - мечеть Ан-Насира (1318 год). Она построена в классическом арабском стиле в виде открытого двора, долгое время ее минарет был самой высокой точкой в городе, не считая фатимидской мечети Аль-Джуюши на горе Мукаттам.
При осмотре задней стены сооружения я обнаружил незапертую дверь на крышу, это было большое упущение египетских товарищей, потому как одно мгновение - и мной была оборудована фотопозиция на самом верху минарета Ан-Насира. Но надо было спешить, мой маневр был замечен каирской молодежью, слонявшейся внутри цитадели. Пагубный пример вдохновил их на подвиги, и уже через пару минут десяток египетских подростков носился по крыше мечети. Причем было много девушек - все с хиджабами на головах, со стороны это выглядело очень трогательно и несколько наивно.
Ребятам было по 17-18 лет, но скакали они так, будто им было лет по 10, египтяне всегда очень непосредственны. Естественно, я знал, что нас скоро заметят - цитадель достаточно "режимный" объект, и развязка не заставила себя долго ждать, пришли полицейские и сняли всех участников с крыши. Меня отпустили тут же, а подростков еще долго "прорабатывали".
Самый известный объект в крепости - мечеть Мухаммеда Али, она видна отовсюду. Это самое "неегипетское" сооружение в городе стало его символом вместе с пирамидами в Гизе. Мечеть построена в XIX веке в характерном османском стиле, который в свою очередь продолжал традиции византийской архитектуры, бесконечно копируя образ Святой Софии в Константинополе.
Многим мечеть кажется неуместной, но лично мне думается, что это здание хорошо украшает плоскую вершину крепости. На картине Дэвида Робертса, писавшего свою панораму в 1838 году, еще до постройки мечети, цитадель кажется не такой внушительной, как сейчас.
Больше всего на акварели художника бросаются в глаза внешние укрепления Каира и какая-то гора на переднем плане с эффектным сооружением наверху. Я полюбопытствовал, что бы это могло быть, и нашел в своем архиве соответствующие фото. Судя по всему, это мавзолей Юнус Аль-Давадар, только сейчас вершина, на которой он стоит, стала более пологой - то ли культурный слой нарос за 200 лет, то ли художник немного приукрасил действительность.
После постройки мечети каирская цитадель стала выглядеть более эффектно, жалко только уничтоженные при строительстве древние сооружения. Безусловно, я посвятил крепости очень мало времени, имело смысл изучить стены и башни, для этого, правда, потребовалось бы много наглости и везения. Повторюсь, египтяне к цитадели относятся очень трепетно - на входе меня дважды обыскивали и даже смотрели паспорт. На другой день я заглянул внутрь западных ворот. Под сводами башни жило множество местных бомжей, и стояла жуткая вонь. Несмотря на то, что ворота отреставрировали, производили они гнетущее впечатление.
Недалеко от цитадели Каира находится комплекс Эмир Шейх - два больших сооружения, между которыми проходит улица. Комплекс включает в себя две мечети, мадрасу и большую суфийскую ханаку, дошедшую до нас, правда, в виде руин.
Я решил остановиться на этом комплексе особо, потому как эти сооружения являются хорошим примером того, как выглядели суфийские обители в средневековом Каире. Мечеть и ханака Эмир Шейх были построены в 1355 году в правление султана Хасана. Это было время расцвета мамлюкского строительства, тогда возводились наиболее циклопические сооружения вроде огромного султанского мавзолея на площади перед цитаделью.
В это же время значительно увеличилось влияние суфизма в Египте и во всем арабском мире. Мамлюкские султаны покровительствовали этому религиозному направлению в исламе и строили огромное количество ханак, рибатов для странствующих дервишей, почти каждый мамлюкский султан возводил на свои деньги очередной "суфийский монастырь", состоящий из мечети и жилых помещений для суфиев. Каир - безусловный лидер по количеству этих сооружений, почти все они сохранились до наших дней. В ханаке Эмир Шейх могло проживать более 300 дервишей одновременно и десятки тысяч по всему городу.
Безусловно, я хотел создать положительный образ Каира, хотя, конечно, надо признаться - у меня осталась масса фотографий, которые я не стал показывать, дабы не нарушать "гармонию". Про горы мусора, стаи бродячих собак, вездесущие грязь и пыль и так все знают. Но при этом Каир - сказочный город "тысячи и одной ночи", в который мне всегда хочется вернуться.
26/04/2010