Моему путешествию в Каир предшествовало изучение многочисленных источников в интернете, где я почерпнул много полезной информации вкупе с огромным количеством мифов и суеверий "белых людей" по поводу Каира и исламской его части, которые вследствие поездки были развеяны. Целью путешествия был, прежде всего, осмотр "исламского города" в Каире.
Исламский Каир
Площадь Хусейна - самая большая площадь "исламского города", с нее стоит начать осмотр. От площади на север и на юг идут улицы, на которых находится большинство интересных архитектурных сооружений. Основные улицы параллельны Нилу, а вот с перпендикулярными там намного сложнее - одни сплошные тупики. На площади Хусейна находится мечеть Хусейна - одна из самых почитаемых в Каире. По преданию, в ней захоронена голова сына халифа Али, зятя пророка Мухаммеда. Правда, другая его голова захоронена где-то в Ираке, а третья находится в Дамаске - такое тоже бывает, ничего страшного. Это единственная мечеть в Каире, в которую не рекомендуется заходить немусульманам. Я не стал проверять это на практике, тем более что в Каире существует еще сотня мечетей.
Вторая мечеть на площади - мечеть Аль-Азхар - наверное, главная в Каире и Египте. При ней находится знаменитый исламский университет, улемы Аль-Азхара имеют общепризнанный авторитет в исламском мире. Влияние Аль-Азхара можно почувствовать не только в Египте, но и у нас на Кавказе, и далее. В университете при мечети учится множество студентов из России и стран СНГ. Аль-Азхар - старейшая мечеть в Каире, ее строительство было начато в 970 году, впоследствии она много раз перестраивалась.
Денег за вход с меня не взяли, правда проник я туда не через главный вход, куда проходят все туристы, а через боковой, где, судя по обилию обуви перед дверью, ходят сами египтяне. В мечетях всегда царит покой и умиротворение, каждый предоставлен самому себе, ну, и Аллаху, конечно. Кто молится, кто спит, кто просто сидит погруженный в свои мысли. Аль-Азхар не является здесь исключением - я лазил с фотоаппаратом по мечети почти час, и до меня никому не было дела.
Сначала привратник предложил мне за 10 фунтов слазить на минарет, я решил воспользоваться его услугами попозже, но потом он заленился вставать со стула и за 10 фунтов, и за 20, зато попросил его сфотографировать, причем абсолютно бескорыстно, и я провел целую фотосессию. Многие убеждены в какой-то особой жадности египтян, и мне, конечно, не поверят, но в Каире почти за две недели пребывания у меня просили денег всего пару раз, не считая символической платы за вход внутрь объектов. Причем в одной из мечетей (Хакима) служитель вернул мне деньги назад, когда я выразил некоторое свое разочарование увиденным. Я несколько раз переспрашивал его, что, может, он ошибается, но он уверенно отодвигал деньги.
Следующим пунктом на пути был комплекс последнего мамлюкского султана Аль-Гури - мавзолей, мадраса (медресе, время строительства - 1503-1505 гг.) и недалеко викала - постоялый двор для купцов и торговцев, сейчас там по вечерам проходят театрализованные представления каирских дервишей. Так что если кто думает, что викала Аль-Гури - это мечеть, то он ошибается. Это караван-сарай, по сути - банальная гостиница.
Аль-Гури не суждено было упокоиться в своем мавзолее - он пал на поле боя с османскими турками, и его тело так и не было найдено - в общем-то, абсолютно типичная судьба для мамлюка. Наверное, треть их мавзолеев так и стоят пустые, или там покоятся какие-то другие люди, а сам инициатор строительства "пропал без вести".
Если идти дальше на север по улице Ал-Муиза (первого фатимидского халифа и основателя Аль-Кахиры - современного Каира), то стоит зайти в изящную мадрасу султана Аль-Ашрафа Барсбая (1423-1424 гг.) - она хорошо сохранилась и хорошо отреставрирована. При входе в нее сидела пара шейхов, которые никак не отреагировали на мой "салям" и продолжали смотреть куда-то вдаль. Естественно, ни о каких деньгах речи и быть не могло - люди пребывали в глубокой медитации. Потом я попросил одного служителя мечети попозировать мне за несколько фунтов. Затем случился для меня небольшой облом - комплексы Калауна (1285 год), Баркука (1386 год) и Аль-Насира (1295-1303 гг.) были закрыты по неизвестным причинам, пришлось ограничиться внешним фотографированием. Это настоящие шедевры исламской архитектуры, только ради них стоит опять вернуться в Каир!
Далее на север с левой стороны улицы находится небольшая мечеть Ал-Акмар (1125 год) с прекрасным резным фасадом, скорее всего, единственным в Каире, сохранившимся без переделок с начала XII века.
Древность мечети выдает и ее углубленность в землю - вход находится намного ниже мостовой, культурный слой в Каире всегда рос усиленными темпами. Мечеть была построена фатимидским визирем Мамуном Ал-Батаихи во время правления халифа Аль-Мустансира.
Следующая к северу мечеть принадлежит самому известному фатимидскому халифу, затмившему даже славу основателя Каира Аль-Муиза, - "сумасшедшему" Хакиму. Понятное дело, "слава" его была несколько иного рода. Голубоглазый Аль-Хаким, любивший кататься на ослике по горам Мукаттам, прославился своей "божественной" сущностью. Даже в исламском "символе веры" - шахаде ("Нет Бога кроме Аллаха") - слово "Аллах" он заменил своим собственным именем.
Отсюда проистекали все его "славные дела". Официальная перемена времени суток - все каирцы должны были работать, торговать и вообще бодрствовать ночью, а отдыхать днем. Он приказал вылить в Нил все запасы вина, пива и даже меда, запретил изготовлять женскую обувь, дабы дамы не могли никуда выйти из своего дома. В целях повышения собственной нравственности и борьбы с распутством, он приказал заколотить в деревянные гробы всех своих 80 жен и побросать их в Нил. И продолжалось это не год или два, а как минимум десятилетие. В конце концов, эпопея закончилась тем, что в очередной раз, гуляя на своем ослике по горам, Аль-Хаким как бы невзначай упал в колодец и больше его никто не видел и даже не искал. Хотя до сих пор на Ближнем Востоке существует секта друзов, которые почитают Хакима как бога и считают, что в тот памятный день 1021 года халиф вознесся на небо, а не сгинул где-то в недрах горы Мукаттам.
Мечеть Хакима (990-1013 гг.) долгое время находилась в руинах, служа то складом, то вообще футбольным полем. В 1986 году она была кардинально реконструирована, поэтому сейчас от первоначальной постройки остались только минареты своеобразной формы, которая объясняется их оборонительной функцией - мечеть встроена в крепостную стену города.
На минареты стоит обязательно забраться, винтовая лестница построена вокруг полого внутреннего пространства, где проходит центральный ствол минарета. Создается впечатление, что это две постройки - более поздняя толстая крепостная башня вокруг тонкого высокого минарета. При посещении башни у меня приключился конфуз со служителем мечети - он постоянно что-то мне кричал и хватался за голову, впоследствии он вернул мне деньги за посещение. Скорее всего, основным мотивом его поведения был страх за мою жизнь - там нет никаких ограждений, наверху хлипкие деревянные перекрытия, я мог свалиться как в полое пространство внутрь минарета, так и наружу. Но все, слава Аллаху, обошлось благополучно.
В крепостной стене рядом с мечетью Хакима находятся двое въездных ворот - Баб Аль-Футух (ворота Подкреплений) и Баб Аль-Наср (ворота Победы). Они были построены Бадром Аль-Гамали, армянином по происхождению, визирем халифа Мустансира в 1086 году. Форма ворот восходит еще к древнему Риму и Византии, в раннем Средневековье влияние античности еще очень сильное, и крепостные стены Каира похожи на стены самого Рима.
26/04/2010