Кубачи - аул талантов
На Северном автовокзале Дербента мы сели в маршрутку на Изербаш, попросив нас высадить у поворота на Кубачи (30 минут, 40 рублей). Там нам удалось влезть в маршрутку до села Урчалах, из которого до аула Кубачи 18 километров вверх по неасфальтированному серпантину.
Селение Кубачи находится на высоте 1750 метров, здесь проживает ещё один исконно кавказский народ - даргинцы. В Кубачи около 3 тысяч жителей, говорящих на особенном кубачинском диалекте даргинского языка. Прижатые друг к другу дома напоминают одну большую постройку, где двор одного дома служит крышей для другого. Раньше по крышам домов можно было пробежать по всему селу сверху вниз - отличнейший был бы roof-tour!
Однако местные златоолигархи построили современные коттеджи и нарушили традиционную застройку. В каждой сакле - музей. Иногда узкие улочки ныряют в тёмные проходы. Их кубачинцы называют в шутку "наше метро". Здешняя земля не очень пригодна для земледелия, однако кубачинцы владеют иными способами заработать на жизнь.
Это один из крупнейших центров Кавказа по художественной обработке металла. С раннего Средневековья здешние мастера-кузнецы изготавливали роскошные кольчуги и оружие, из-за чего аул раньше назывался Угбуг, а его жители - угбуган, что означает "губители людей". Позже турки дали аулу название Кубачи, что переводится как "оружейники". Считается, что двурогий шлем Искандера Зулькарная (так горцы называли Александра Македонского) и щит Александра Невского смастерили именно в этих краях. О кубачинских мастерах слагались легенды. Одна из них повествует о том, как персидские мастера прислали кубачинцам тонкую, как волосок, стальную проволоку и предложили сделать такую же. Кубачинцы не остались в долгу. Просверлив насквозь персидскую проволоку, они вернули её обратно, написав: "Мы из такой проволоки трубы делаем".
Считается, что давным-давно кубачинцы исповедовали зороастризм. Многие исследователи утверждают, что тела умерших здесь раньше не хоронили, а расчленяли и оставляли на съедение птицам. Похоже на "небесное погребение", что я видел в Тибете, а также на то, что мне рассказывали в иранском городе Йезд. Позже в Кубачи пришло христианство и, наконец, вместе с арабскими завоевателями - ислам.
Въехав в Кубачи, можно поначалу и растеряться. Тут нет рядов ремесленников, как на Арбате, и вывесок ювелирных магазинов тоже нигде нет. Забавных улиц, как в Ахты, тут тоже нет. Собственно, тут вообще нет названий улиц, только номера кварталов. Вдоль главной дороги стоят каменные резные стелы с причудливой вязью - это символические надгробия всех тех, кто умер на чужбине.
Старинное кладбище Кубачи заинтересовало меня необычными могильными плитами: их прикрывают горизонтальной плитой-крышей, защищающей усопших от помёта птиц! Такой заботы я нигде больше в своей жизни не видел.
Кубачи чуть было не внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тут есть башня V века, но её не удалось сохранить к приезду "памятникологической" комиссии. Старики говорят, что Кубачи были могучей крепостью, и следы того времени - полуразвалившиеся круглые каменные башни.
Кубачинки до сих пор часто носят традиционную одежду - белые покрывала (казы), в которые искусно задрапировываются. С кубачинскими женщинами связана одна историческая особенность. Академик X. Д. Френ в одной из своих работ, опубликованных в начале прошлого века, рассказывает интересную подробность из далекого прошлого Кубачи. "Раз в неделю в Кубачи вдовы и покинутые жены на скамьях перед своими домами, закрыв лицо, между 2-3 часами ночи отдавались в объятья юношам, которые оставались им совершенно неизвестными. Это не считалось постыдным или позорным. Напротив, плоды таких отношений содержались и воспитывались за общественный счет".
В Кубачи особенные кувшины для воды - мучалы, напоминающие два соединенных основаниями конуса с обрезанными концами. С ними связана легенда. Однажды персидский шах Надир окружил войсками аул Кубачи и по вечерам рассматривал его через подзорную трубу (говорят, он был одноглазым). Послав гонца к осаждённым кубачинцам, он предложил им сдаться без боя. На ультиматум Надир-шаха один из кубачинцев предложил свой план: на крышу каждого дома поставить по одному, по два, по три мучала, напоминающих издали мини-пушки, и направить их жерла в сторону персов. Это и было сделано ночью. Утром Надир-шах с удивлением обнаружил, что на каждой крыше, как ему показалось, находятся пушки. А кубачинцы послали своего посла с ответом, что они отвергают ультиматум и готовы к бою. Когда стемнело, они зажгли на каждой крыше смоляную паклю. Персы подумали, что сейчас начнется обстрел их лагеря и в панике бежали.
Единственное предприятие в районе - завод по выпуску художественных изделий - платит в бюджет налоги и зарплату. Правда, небольшую - около 5000 рублей. Этих денег не хватает, а поэтому многие мастера до обеда работают на комбинате, а после обеда - частным образом, у себя на дому. По их словам, на комбинат они ходят, чтоб не остаться в старости без пенсии. Кубачи (если сравнить с уровнем жизни Дагестана) - довольно зажиточное село. На обработке благородных металлов, как утверждают местные жители, можно за год заработать деньги на хороший российский автомобиль, не будучи зарегистрированным в налоговой службе. Серебро закупают в обыкновенных банках и называют слитки "буханками".
Зашли мы и на завод. Охраны нет! Единственная кража на этом ювелирном заводе произошла несколько лет назад - устроили, кстати, её менты из соседнего района. Поймали. В лучшие годы на Кубачинском художественном комбинате работало до 800 человек. За год обрабатывали три с половиной тонны серебра. Продукция экспортировалась, а многие изделия экспонировались на международных выставках. На втором этаже нам показали заводскую коллекцию. Были там и весьма забавные экземпляры вроде серебряного резного профиля Ленина в обрамлении кубачинского орнамента или роскошный ковёр с вышитым гербом СССР ("к 60-летию Союза"). Основной конкурент кубачинцев - предприятие "Северная чернь" с родины Деда Мороза, Великого Устюга. Однако у устюжан орнамент не такой изощрённый, попроще.
Всю вторую половину дня в Кубачи мы провели в горах. Люблю уйти в горы на долгое время. Сходили к какому-то замечательному роднику, вода которого, якобы, помогает от сглаза. Основательно промыв свою карму, я был готов двигаться дальше. В Махачкалу.
21/09/2009