Ахты - родина лезгинки и богатырей
Второй коренной народ Дагестана, к которому мы пожаловали в гости, - лезгины, общая численность которых составляет около полумиллиона человек. Примерно столько же лезгин живёт на севере Азербайджана. Таким образом, многовековые кланы и семьи оказались отрезанными друг от друга после распада СССР. Люди вынуждены порой нелегально пересекать границу, чтобы пойти на похороны или свадьбу.
Обычно в Ахты едут в гости к кому-нибудь из российского военного городка или погранзаставы. Диких туристов вроде нас там очень и очень мало, хотя место знаменитое. Ведь Ахты - младший брат Дербента, в два раза моложе его и в три раза старше Москвы. Это один из самых древних лезгинских населенных пунктов Дагестана, один из центров Кавказской Албании. Ныне Ахты - крупнейший горный аул южного Дагестана (13 тысяч человек), самый южный райцентр РФ, один из важных культурных центров республики. В Ахты в 1906 году появился первый в Дагестане профессиональный драматический театр. Здесь, кстати, можно записаться на недельный курс обучения лезгинке.
Вдоль дороги стоят "родные сёла Сули" - так ласково тут называют московского бизнесмена Сулеймана Керимова. Керимов построил здесь одну гостиницу. О родном крае, говорят, он как-то не сильно заботится. Детство его прошло в Дербенте, где он с отличием закончил школу. По словам милиционера, с которым я разговорился на дербентском вокзале, он с Сулей в те времена частенько играл в нарды (и проигрывал: "Суля умный был!"). В этих краях все друг друга знают и когда-либо играли в нарды.
Проезжаем мимо священной горы Шалбуздаг высотой 4142 метра. Шалбуздаг для лезгин - что Фудзияма для японцев. Многие синтоисты-лезгины (и не только лезгины) идут в эту гору, чтобы поклониться святыням, зарезать барашка, помолиться, раздать милостыню - исключительно с богоугодными мотивами. Сезон посещения святых мест на Шалбуздаге начинается с 20-х чисел июля и заканчивается в 20-х числах августа.
Эта популярность вызвала даже резкую реакцию среди муфтиев Дагестана. Ведь местные жители считают, что семь восхождений на эту гору приравнивается к выполнению Хаджа. Когда обсуждали этот вопрос в одном из телешоу, муфтий Дагестана выступил с жёсткой критикой. Мол, мусульманин должен поклоняться только Всевышнему Аллаху, а поклоняясь "всяким там горам и святыням", он становится язычником. Всего две недели тому назад я взобрался на Эльбрус и останавливаться тут, чтобы провести грехоскопию, мне не очень хотелось. В общем, мы ограничились лишь осмотром горы с почтительного расстояния.
Наконец, мы добрались до Ахты. Здесь протекает Самур - одна из трёх основных рек Дагестана, а горы похожи на афганские. Селение расположено на высоте 1054 метров. В гостинице "Самур" (единственная в ауле) не было воды и нормального туалета, но была пара свободных комнат. Всего 150 рублей с человека. Хозяйка Шамси имеет обыкновение закрывать входную дверь на замок и отлучаться к себе домой - не отчаивайтесь, если гостиница встретит вас амбарным замком на дверях. Резервный вариант размещения - в частных домиках-комнатах в 5 километрах от села, возле серных источников. Ну, или напроситесь к кому-нибудь в гости.
Рядом с гостиницей расположен интересной конструкции мост через реку Ахты-чай, построенный то ли итальянцами, то ли бельгийцами в 1915 году. Чуть поодаль есть ещё более живописный мост - арочный, воздвигнутый в 1936 году уже стараниями местных мастеров. Забавно, но построили его из-за обиды на местные власти, которые пригласили на строительство соседнего моста иностранцев.
Вверх по каменной лестнице над Джума-мечетью находится священное место Шарвили, по совместительству смотровая площадка, с которой открывается чудный вид на город и Самурскую долину. На месте этой площадки в начале ХХ века были остатки древней крепости Шах-Бани, существовавшей еще до татаро-монголов. Вы стоите на легендарной горе Келез-хев. По преданию, здесь под камнем покоится богатырская сабля Шарвили.
В этом районе многое связано с именем Шарвили - героя лезгинского эпоса, народного заступника, выходца из Ахты. Говорят, он мог запросто носить на спине быка и имел двухметровую саблю, которой легко рубал целые армии захватчиков-турок. Убили враги, как водится, его вероломно: рассыпали горох, на котором герой оступился и упал. Тело его исчезло. Ему уже поставили один памятник в Махачкале, ещё один, чуть меньше размерами, стоит и в Ахты, на въезде в город.
В общем, культ личности Шарвили в дагестанской скульптуре постепенно занимает место Ленина. Последний в Ахты стоит в центре аула со смешной протянутой рукой и ревниво смотрит в сторону строящегося пантеона Шарвили.
Перед смертью Шарвили обратился к ахтынцам: "Если будет вам трудно, поднимитесь на гребень горы Келез-хев и трижды позовите меня. Я приду к вам на помощь". В дагестанских горах вообще никогда не останешься без помощи. Ежегодно 30 июня в Ахты организуется День Шарвили. На фестивале выступают этноансамбли, проводятся спортивные состязания. И конечно, режут барашка, звучит лезгинка - всё как полагается. В помощи героя мы не нуждались, и немного погуляв по Келез-хев, заглянули на старое мусульманское кладбище. Там нас местные жители традиционно накормили конфетами и печеньем "3 мешочка". Вы себе можете представить такую картину на Ваганьковском?
После обеда мы заглянули в краеведческий музей, равного которому нет в других селениях Дагестана. Одни только сцены из папье-маше чего стоят! Представлены палеонтологические артефакты, "очучеленная" фауна окрестных гор. Внимания заслуживают рисунок на грани сюрреализма "Австралийская девочка ищет червей", а также триллер-картины горских последователей Дали ("Пришествие", "Кровавая свадьба") и соцреализм на втором этаже. И улицы Ахты изобилуют забавными названиями вроде "Тупик 3", "Переулок 5". Улицам Шарвили и Самурским переулкам предпочли вот такие необычные нумерологические адреса.
Не удивляйтесь, в Ахты есть даже курорт. Бальнеологический курорт Ахцех в 4-5 километрах от Ахты. Источники содержат три вида минеральных вод: сероводородные, радоновые и йодобромные. Температура вод колеблется от 38-40°C до 65-68°C, и по степени минерализации они ближе всего к Ессентукам. В середине XIX века по приказу Николая I здесь были сооружены каменные бани для солдат военного гарнизона Ахтынской крепости и для помывки местного населения.
По пути к ним мы встретили лезгинскую свадьбу, а до самих источников нас подбросили двое крепко сбитых ребят на иномарке, представившихся как "охрана президента республики". Они нас быстренько вписали в бани, причём в "люксовую" кабинку для министров. 30-минутный билет стоил 10 рублей за общую с местными жителями и 50 рублей - за приватную ванну с регулируемой температурой воды в отдельном домике. Бани очень горячие, больше 5 минут никак не высидишь. Распаренные, мы попали сразу из бани на растопленный дровами самовар и чаепитие с гостеприимными местными жителями.
21/09/2009