Священное озеро Ревалсар
Одним прекрасным индийским вечером мы покинули уютный и к тому времени уже очень полюбившийся Макледгандж, чтобы совершить небольшую поездку по близлежащим туристическим достопримечательностям.
Нашей первой остановкой стал небольшой поселок, основавшийся на берегу озера Ревалсар (Rawalsar, Rewalsar). Это озеро является священным для буддистов, индуистов и сикхов, и связано оно в первую очередь с именем Падмасамбхавы.
О том, кто такой Падмасамбхава, чье имя можно перевести как "Рожденный в лотосе", я уже упоминала чуть выше. И многие факты его биографии, сотворенных им учений и чудес связанны именно с озером Ревалсар. Достаточно сказать, что и появилось оно именно по желанию Падмасамбхавы. Чтобы о Великом учителе нельзя было забыть ни на минуту, на горе над озером установлена его 12-метровая позолоченная статуя.
Как-то так получилось, что озеро мы стали обходить "неправильно", против часовой стрелки. Потом мы себя утешили тем, что это было не ритуальное обхождение, а просто прогулка по его берегу.
Первым на нашем пути попался красного цвета буддийский монастырь Debung Kagyud Gompa. Чуть позднее рассвета мы застали в нем монахов за утренним ритуалом. Как я позже прочитала в путеводителе, в монастыре находится школа рисования танки.
Дальше наш путь лежал в сикхский монастырь Gurdwara Sri Rawalsar Sahib. Это место связано с десятым гуру сикхов, которого звали Гобин Сингх. В 1701 году великий учитель пробыл в этом монастыре около месяца, разрабатывая со своими советчикам план, как спасти Индию и ее жителей от жестокости мусульманских захватчиков.
Продолжив обход озера, мы встретились с огромной стаей обезьян. Честно говоря, никогда раньше я не видела обезьян в таком количестве. Причем они не сидели на деревьях, а, можно сказать, "жарились" на набережной озера.
Прямо под статуей Падмасамбхавы на берегу Ревалсара находится буддийский монастырь со сложным названием Tso-Pema Ogyen Heru-kai Nyingmapa Gompa, где дважды в день совершают пуджу, сопровождаемую мелодичной игрой на музыкальных инструментах. Рядом с буддийским монастырем стоят несколько индуистских храмов.
Обход озера мы завершили около здания с яркими воротами и впечатляющим подъездом. Это оказался Zigar Drukpa Kagyud Institute. Вход в него украшен внешне всегда очень впечатляющими тантрическими божествами.
Если отойти от набережной озера чуть вглубь поселка, то можно как на ладони рассмотреть тибетско-индусский быт. Все открыто наружу. Местная школа – на виду. Парикмахерская – тоже. Магазины, едальни, портные – все это работает буквально на улице, имея лишь крышу над головой, и то лишь для защиты от палящего солнца.
Уезжали мы от гостиницы Lotus Lake, где и ночевали. При свете солнечных лучей она выглядела гораздо позитивнее, чем глубокой ночью, когда мы в нее заселялись. Стоимость номера – что-то около 400 рупий.
Наш путь лежал чуть в сторону от озера Ревалсар. Мы поднялись в горы, полюбовались видами и приехали в местечко, которое называется Buddha Cave. Примечательно оно тем, что здесь сохранилась пещера, в которой Падмасамбхава много лет пребывал в медитации.
Пещера когда-то, видимо, очень подходила для медитации: просторная, высокая, сухая. Сейчас же она полностью подготовлена для приема туристов: ко входу сделаны ступеньки, внутри пол выложен мрамором. В расщелину скалы усажен огромный позолоченный Падмасамбхава. Порой кажется, что все эти индийско-тибетские герои совершенно неразличимы, но после путешествия в Ревалсар я узнаю Падмасамбхаву среди тысячи других - это совершенно точно!
Рядом с пещерой есть что-то типа женского монастыря. Монашки, хихикая, с удовольствием обменяют ваше денежное подношение на чашку вкусного соленого чая с молоком.
Примерно в этих краях еще можно было посмотреть много всего интересного. Например, город Манди (Mandi), который мы оба раза проезжали глухой ночью, и который даже из окон автомобиля произвел на меня неизгладимое впечатление. Или древнющий и безумно почитаемый шиваистский храм Bijleshwar Mahadev, он же Bijli Mahadev (чтобы до него добраться, нужно доехать до поселка Чансари (Chansari), а потом примерно 3 км подниматься пешком в горку). Мы также проезжали город Калат (Kalat), известный своими родоновыми источниками. И местечко Нагар (Naggar), где жил и творил Николай Рерих. И все это мы по разным почти объективным причинам проехали мимо. Главной целью нашего путешествия был перевал Ратанг.
27/07/2009