Резиденция далай-ламы
Резиденция далай-ламы находится чуть в стороне от туристического центра Макледганджа, на территории комплекса Tsuglagkhang.
Дом, где проживает далай-лама, называется Photang. Вход в него огражден забором и охраняется как представителями индийской армии, так и тибетцами, приставленными лично к Его Святейшеству.
Напротив расположился буддийский монастырь Namgyal Gompa. Здесь монахи проводят ритуалы. Внутри помещение украшено огромными статуями Будды Шакьямуни, Авалокитешвара и Падмасамбхава.
Будда Cакьямуни – это тот самый Сиддхартха Гаутама, который достиг просветления под деревом бодхи и начал распространять свое учение.
Падмасамбхава – еще один Будда. Он прославился великими деяниями и яркими учениями, распространял буддизм в Непале и Тибете примерно в VIII веке и избавил эти регионы от шаманизма.
Наконец, многоликий и многорукий, всевидящий и всемогущий Авалокитешвара – это бодхисатва, то есть человек, достигший просветления, но продолжающий намеренно перерождаться, чтобы служить на благо людям. Именно его четырнадцатым перерождением является нынешний далай-лама.
К монастырю примыкает храм Kalachakra Temple. Калачакра – это божество, которое символизирует собой колесо времени и единение всего сущего. В этом храме монахи регулярно создают песчаные мандалы – искусные символические рисунки из разноцветного песка. Мандалу рисуют долго и кропотливо, но по окончании ритуала ее разрушают, что символизирует недолговечность и смертность. Нам повезло, и мы застали процесс создания одной такой мандалы, но в храме Kalachakra видео- и фотосъемка запрещена.
В комплексе Tsuglagkhang также действует Тибетский музей. Его экспозиция рассказывает о китайской оккупации Тибета и об изгнании далай-ламы из Китая в Индию.
Буддистам, намеревающимся посетить комплекс Tsuglagkhang, положено совершить ритуальное обхождение – кора. Весь комплекс необходимо обойти вокруг по часовой стрелке, желательно три раза.
Весь путь вокруг комплекса украшен разноцветными тряпочками и листочками с мантрами – когда ветер их колышет, мантры считаются прочитанными. Тот же смысл имеют молитвенные барабаны – крутя их, вы также прочитываете молитву.
На большинстве флажков, а также на всех барабанах и камнях нарисована одна единственная мантра – "om mani padme hum". Эта шестислоговая мантра связана с Авалокитешварой. Каждый слог отдельно имеет множество глубоких смыслов, но в общем и целом значение мантры можно перевести как "пусть все живые существа обретут умиротворение и счастье". Кстати, это одна из отличительных черт буддизма: здесь принято просить не за себя, а за других.
Мантра "om mani padme hum" в самом разном исполнении и различных музыкальных аранжировках звучит буквально на каждом углу Дармсалы.
Резиденция Кармапы
Минутах в 15-20 езды на такси находится небольшая деревня Сидхбари (Sidhibari), где проживает 24-летний Ургьен Тринле Дордже, семнадцатая реинкарнация Кармапы.
Юноша возглавляет буддийское направление Кагью и является вторым человеком в современном буддизме. Он бежал из китайского Тибета в 2000 году и с тех пор обосновался неподалеку от резиденции далай-ламы.
По средам и субботам, в два часа дня, в монастыре Gyoto Tantric Gompa Кармапа XVII проводит аудиенции. Нам посчастливилось посетить одну из них. Допускаются все желающие, но сумки, фотоаппараты и телефоны необходимо сдать на входе.
Сначала Кармапа прочитал молитву, затем рассказал притчу на тибетском и английском языках. В завершении мероприятия каждый из присутствующих мог подойти и получить благословение. Позднее, делясь впечатлениями, мы все сошлись во мнении, что на тот момент Карпама не поразил воображения, не произвел какого-то неизгладимого впечатления и был больше похож на жизнерадостного подростка, чем на великого учителя. И тем не менее - красную веревочку, подаренную Кармапой как оберег, все надели на себя сразу же, а многие, в том числе и я, не снимают ее до сих пор.
Интересно, что семнадцатых Кармап – два. Несколько лет назад в школе Кагью случились разногласия, кого из двух мальчиков – Ургьена Тринле Дордже или Тринле Тхайе Дордже, родившегося двумя годами ранее, признать реинкарнацией Кармапы XVI. В итоге часть школы признала одного, а часть – другого. Второй Кармапа сейчас также живет в Индии, в местечке Калимпонг на границе с Непалом.
27/07/2009