Граница Северной и Южной Кореи
Целый день мы посвятили посещению границы с Южной Кореей. Северокорейцы совсем не боятся южан и не боятся водить туда туристов. Дорога до границы была построена в 1992 году и заняла у нас 3 часа. Она 18 раз прорезает горы туннелями общей длиной 7,5 километров. По мере приближения к границе на дороге начинают появляться огромные столбы на обочине. В случае вражеского нападения они легко обрушиваются на дорогу, преграждая продвижение танков противника. Любопытно, что при их появлении гид начинала усиленно отвлекать нас разговорами и местными легендами. Уже перед самой границей дежурный подполковник показал нам макет местности и обозначил наше текущее местоположение.
Поделившись политинформацией, он сел к нам в автобус для "нашей безопасности", и мы двинулись по забетонированной траншее в поселок Пханмунджом. Здесь особенно хорошо видно, как кубы будут обрушиваться и мешать противнику.
Мы зашли в здание, где 27 июля 1953 года было подписано перемирие между американцами и северокорейцами. Изначально американцы хотели подписать перемирие в белой армейской палатке, но Ким Ир Сен захотел увековечить это здание, и за 5 дней построили огромный ангар. Причем американцы принесли с собой флаг ООН, что делает Северную Корею единственной страной в мире, воевавшей с ООН.
Нас подвели к огромному монументу и поведали историю о смерти Ким Ир Сена. Его нашли утром в своем кабинете. На столе лежал всего один документ с его последней подписью. Это был пакт об объединении Кореи. Северокорейцы мечтают объединиться с южанами и во всем винят американцев.
Наконец мы попали на саму границу. Синие домики – американские, серебристые – северокорейские. Переговоры проходят в среднем синем домике, а граница ровно через них. Со стороны Южной Кореи не было вообще никого. В Северной стоят пограничники с огромными и тяжелыми биноклями, а с той стороны - видеокамеры. Разница чувствуется во всем, начиная с самого пограничного здания. В Северной Корее оно невзрачное и построено в "советском бетонном" стиле, а в Южной все из стекла. Экскурсии с обеих сторон могут по очереди заходить в домик переговоров. Обратите внимание также на асфальт с одной и другой стороны.
Внутри стоят столы со стульями для переговоров. Граница проходит через центральный стол. Нашу группу усадили за стол переговоров и опять рассказали, какие большие бяки американцы. Северокорейские пограничники были очень милы и приветливы. Постоянно шутили и были абсолютно открыты к любым вопросам. Впечатление от посещения границы осталось очень положительное. Все спокойны и расслабленны.
Следующей нашей остановкой стал приграничный город Кэсон, что переводится как "открыли крепость". До разделения страны он был столицей Кореи, а после остался на южнокорейской территории, но во время войны был "освобожден" северокорейской армией. Нас сводили в Музей истории Кореи. Он был очень похож на такой же музей в Южной Корее, но если там все макеты были в натуральную величину, то тут в масштабе.
На выходе из музея нас встретил веселый полковник, и мы выехали наблюдать за "редисками" южнокорейцами, которые выстроили стену вдоль всей границы и скрывают этот факт от остального мира. Нам дали точные размеры стены: высотой она 5,8 метра, ширина в нижней части 10,19 метра, а в верхней 3,7 метра. Со стороны Северной Кореи она вертикальна, а со стороны Южной – пологая и засажена травкой. Они очень возмущенны существованием этой стены и считают ее оскорблением для своей нации. То есть своя колючая проволока их не возмущает, а стенка противника выводит из себя.
Для наблюдения за врагом нас привезли в специальное укрепленное сооружение. Здесь все сделано для удобства туристов, даже туалеты есть. А вот проблему нехватки воды им победить не удалось – в кранах ее не было. Кстати, многие краны "а-ля кепка" в Корее открываются не вверх, как у нас, а вниз.
За всю поездку мы посетили всего лишь один памятник, не связанный с Кимами. Это была усыпальница короля Конгмина.
Она находится на горе, и ее охраняют грозные статуи.
В Корее большего всего памятников Ким Ио Сену. На втором месте по популярности стоит автомат Калашникова. Мы видели много монументов восхваляющих это замечательное оружие.
Проезжая обратно через Кэсон, мы увидели толпы пионеров, сидящих или марширующих по улицам. Наш гид товарищ Ёнг Сук рассказала, что во время урожая пионеры маршируют по улицам для воодушевления колхозников. Делается это каждый день после уроков и "исключительно по желанию".
На границе и в Кэсоне заправок нет, поэтому бензин мы везли с собой в канистре, и он всю дорогу здорово вонял. В Пхеньян мы въезжали опять затемно.
Ужин у нас был в ресторане "Пхеньянская утка". Это был самый лучший ужин за все время путешествия. На специальном гриле посередине стола мы жарили себе кусочки утки. Ресторан был заполнен до отказа. В воздухе висела гарь от большого количества мангалов, а рядом гуляли и пели китайцы.
Сойдя с самолета во Владивостоке, мы наконец-то вздохнули свободно и с облегчением. Я готов прямо сейчас скинуться на памятник Горбачеву и Ельцину за то, что вырвали нас из социалистического прошлого! Как же хорошо дома! Это была действительно уникальная и незабываемая поездка. Я очень рекомендую всем посетить эту страну – на многие вещи начинаешь смотреть совершенно по-другому.
10/11/2008