Индивидуально путешествовать по Северной Корее практически невозможно. Для этого как минимум понадобится специальное разрешение российского МИДа.
Туристов из чуждого капиталистического мира северокорейцы особо не жалуют, поэтому шанс попасть в Корею у туриста невелик. Но к русским, в благодарность за моральную и военную помощь в корейской войне, они относятся довольно терпимо.
В группе со мной ехала девушка из краевой администрации и журналисты НТВ, которые готовили материал для японской телекомпании. Всем приходилось консперироваться под представителей пролетарских профессий - дворников или кузнецов. В крайнем случае, можно было представиться интеллигентом, который едет в Северную Корею набираться опытом. Я был ученым из института океанографии.
Деньги туристам выдали чеками - специальной валютой для иностранцев. Чеки можно потратить только в специализированных магазинах типа "Березка".
В первый вечер, девушка из администрации пошла отснять что-нибудь на видеокамеру. В баре случайно захватила неубранный после японской делегации стол. Утром подошла гид и сказала, что снимать объедки нехорошо и, вообще, надо снимать поменьше. А во время экскурсии по зоопарку один из туристов, пока не видел гид, успел сфотографировать толпу корейских граждан. Тут же к гиду подбежал сознательный представитель масс и сообщил об этом. Вечером пленку попросили посмотреть и "нечаянно" засветили.
Когда приезжаешь, появляется ощущение, что корейские гиды относятся к тебе очень дружелюбно. Но на самом деле, это все хитрость и показуха. Если на улице отстанешь от гида, тут же настучат, так что лучше этого не делать. Деньги нужны только на сувениры. Просить гида побывать в корейское семье бесполезно, но если хорошо настоять, то этого можно добиться, но только всей группой.
Сначала надо заплатить за визу и перелет 300 долларов. Еще 500 придется заплатить в корейском аэропорту.
Из аэропорта группу повезли в сорокаэтажный отель Енггакдо Интернэшнл. Отель окружен со всех сторон водой, поскольку находится на острове. Выйти из него незаметным в город практически невозможно. Это, впрочем, не самый большой отель. В центре города ведется строительство отеля в 104 этажа. Каждый приезжий будет немало поражен самой большой в мире 21-метровой статуей Ким Ир Сена.
На каждом шагу - бодрая, веселая музыка. На каждом здании портрет Ким Чен Ира. На площадях в национальных нарядах танцуют жизнерадостные девушки, а по улицам шагают стройные ряды пионеров. Большинство людей носит строгую военную форму.
Каждая экскурсия начинается с сообщения гида о том, что объект построен в честь такого-то события по непосредственному указу самого Ким Чен Ира. Далее идет подробный рассказ о потрясающе быстрых сроках строительства, о количестве использованного камня и т.д.
В Корее, как известно, голод, поэтому в магазинах, даже там, куда водят туристов, минимум продуктов. Сами корейцы закупают продовольствие обычно где-нибудь в деревнях, поскольку магазин не каждому по карману. Транспорта в стране тоже практически нет, и население передвигается пешком. По улицам ездят только военные грузовики, редкие трамваи и черные правительственные мерседесы.
Старались заглянуть в окна, что бы хоть как-то узнать реальный быт корейцев. Поскольку индивидуализм не приветствуется (все блага общие), окна без штор и двери без замков. Мебели минимум. Нет ни телевизоров, ни аппаратуры, вообще никакой роскоши.
В городе не встретишь ни кошек, ни собак, все они уже давно переварились в желудках голодных северокорейцев. Единичные экземпляры остались только в зоопарке.
Религия не запрещена, но никто ни во что не верит - Чучхе ведь лучше. На вопрос: "Почему в храмах нет ни одного буддиста?" - гид ответил так: "Во время войны американские империалисты кроме военных объектов бомбили также буддийские храмы. Вот поэтому в религию никто не верит - она от смерти не спасет!"
Денис Жаринов 26/04/2001
Страницы:
1 2
|