Глубокий туризм или Марко и Маргарита
Модное направление появилось нынче в мире путешествий. Услышав фразу "глубокий туризм", все делают большие глаза и хором, дружно говорят "Вау!". Как правило, не имея ясного понятия о том, что это такое.
Туркомпаний, предлагающих народу "глубокий туризм" сейчас хоть отбавляй. Даже гуглить не надо. И у всех - своя "глубина". Красиво пишут, конечно. Вот только, по моему убеждению, сам факт наличия турагентства сводит на нет всю "глубину". Потому как агентство - это поток. И люди, живущие в этом потоке, просто делают свою работу. И то, что раньше было жизнью, становится частью работы. И тот же шаман одевает наряд не потому, что ему захотелось или кто-то стукнулся из нижнего мира, а потому что надо идти на работу в наряде. Иначе туристы скорчат недовольные рожи и будут у гида клянчить "самого что ни на есть натурального" шамана, а не этого простого человека, что выдает себя за него.
В тех же джунглях, наблюдая голых аурани, я понимал, что это просто работа. Потому что каждый день Манани берет очередных чуваков и таскает их по лесу, показывая ловкость лазания по деревьям, стрельбу из трубки и плетение корзин. Для него это - работа и ничего более. Вы никогда не узнаете, что у него за душой. Вы не поймете, как они живут, их быт, их понятие мира. Потому что на работе этого нет.
Глубокий туризм - это не попытка попасть туда, где не ступала нога человека. Таких мест на Земле уже попросту нет. Разве что на дне океана, но туда и не ступишь. Это - экстрим, но "глубины" тут нет никакой.
"Глубина" может лежать рядом. Буквально под носом. Мимо могут мчаться толпы туристов, запряженных в агентствах. Гиды могут показывать направо и налево, но не видеть этого места. Потому как его нет в брошюрах и каталогах агентств. Потому как о нем не висит реклама на каждом углу. Потому как место сие - вне потока. Там живут обычные люди и ведут обычную жизнь. Для них обычную, конечно. И разница только в том, что они пускают вас в свою жизнь. Пусть ненадолго, пусть на чуток: но вы начинаете видеть мир их глазами, вы - погружаетесь. Поток идет сверху, и ему нет до вас дела. Вы же становитесь одним из тех "местных", в которых не видят объект для раскрутки, набитый кошель или лоха для наживы. Вы - в глубине.
За три недели мотаний по Эквадору нам лишь единожды удалось уйти в глубину. Буквально в 800 метрах от трассы, ведущей в очередную туристическую Мекку Эквадора - озеро Килотоа в кратере одноименного вулкана. Обычная гасиенда, где живет обычная семья. Марко и Маргарита. Ну почти как по Булгакову. У дороги - скромный указатель: La Posada de Tigua. Кстати, слово posada означает буквально "частное владение, где можно остановиться на постой".
Гасиенде 120 лет и построил её... русский эмигрант. Но вскоре она отошла предкам Марко, который уже является представителем четвертого поколения владельцев. Земли гасиенды занимали всю долину, но в 60-х годах были национализированы, так что ныне осталась лишь малая часть. Но даже на небольшой площади было выгодно заниматься сельским хозяйством... Пока не пришла долларизация в 2000 году. Уровень жизни резко упал, сельское хозяйство стало невыгодно, и владельцы гасиенды нашли выход: сделать "посаду". Самим. Вне турагентств и рекламы. Просто как есть. Я смотрел гостевую книгу: за все эти годы люди из России в посаде были лишь единожды. Две девчонки, что просто пешком прошли Эквадор. Надо ли говорить, что через них мы и нашли это место?
Я не буду описывать ощущения - их сложно передать. Это - как приехать в гости к старому другу, вот только видишь его впервые. И, надо сказать, различие языков нам не мешало.
Изучая историю, мне нравилось читать про средние века. И, понятно, не из-за инквизиции, ордена тамплиеров или сжиганий на кострах. Мне нравился ремесленный уклад жизни тогдашних городков и деревень. Вот - улица кожевенная, здесь выделывают и продают все из кожи. Вот - ткацкая улица. Вот - кузнецкий мост. Знакомые названия, не правда ли? Вот только названия и остались... Но не в Эквадоре.
В Эквадоре осталось всё, вот только не улочками и подворотнями, а целыми деревнями и народностями. Стоит красавец-вулкан Котакачи, у подножия - городок Котакачи, где живет (правильно!) племя котакачи, которое занято кожевенным производством. Целый городок производит всё, что только можно, из кожи. И только из кожи. И только они.
Вот городок Отавало, где живут индейцы отавало, что заняты ткацким производством. Городок ткачей. Деревушка Сальседо - производство мороженого. Деревушка Пелилео - производство джинсов. И только здесь можно купить джинсы ручной выделки за каких-то 15 долларов. В соседней деревне они стоят уже 30. В столице - за сто. Кому нужны джинсы - тому дорога в Пелилео, кому плед из альпаки - добро пожаловать в Отавало.
Все эти "здравствуйте, спасибо, пожалуйста, счастливо!" - норма общения между людьми, которые впервые видят друг друга. А уж если с тобой пообщались полчаса - ты уже не чужой, ты - знакомый. И увидев тебя в следующий раз, к тебе кинутся навстречу, протягивая руку и спрашивая, как твои дела.
Российского человека это, безусловно, смущает. И уж совсем не знаешь, как себя вести, когда с фразой: "Привет. Я - Хуан. Ну, как твои дела? Здорово у вас получилось!" тебе протягивает руку полицейский. Я, кажется, даже открыл рот от удивления.
Мы только что приземлились на параплане (да, мы и это успели!), выполнив в тандеме пару кульбитов над озером, как на прилегающей дороге показались три полицейских мотоцикла, несущиеся прямиком к нам. Первой мыслью было... Впрочем, вы сами можете предположить, что наш соотечественник думает при виде блюстителей порядка, идущих по его душу. А тут эти трое молодцов соскакивают со своих драндулетов и, улыбаясь от уха до уха, начинают бурно обсуждать увиденный полет. Узнав, что я не пендос, а русо, народ еще больше оживился и стал спрашивать... Нет, не документы, а где я уже был в Эквадоре. "А вот туда-то съездил? Нет? Съезди обязательно! Отличное место. И вот про это и это не забудь!" Через полчаса разговоров, расставшись, как старые знакомые, под звуки полицейской сирены мы неслись на новое место...
За помощь в организации поездки благодарим нашего соотечественника Романа, проживающего в Эквадоре (туристическая компания Ecxtour).
02/06/2008