В мире животных и растений Эквадора
В джунглях, знаете ли, темно. Днем. А еще - жарко и влажно. А ночью - не видишь вытянутой руки. Это, конечно, если не видно звезд. А не видно их практически всегда. Но нам повезло - одна ночь была исключением.
Я сидел под навесом, ковыряясь с фотоаппаратом.
- Знаешь, мне здесь всё интересно.
- Статью напишешь? - индеец-кичуа говорил медленно, мешая испанские и английские слова.
- Может быть. Хотя это и не важно. Мне бы вот паука-птицееда увидеть...
- А ты глаза-то подними.
Под крышей, на деревянной балке, сидело оно. В моем желудке что-то противно задергалось.
- Маленький еще. Самец, - сказал кичуа с видом знатока.
- А какой же тогда немаленький?
- Завтра покажу.
Джунгли и прочие тропические леса у многих людей ассоциируются со всяческими ядовитыми тварями, в роли которых непременно выступают змеи и насекомые. Но парадокс в том, что на ядовитых змей в джунглях ещё надо суметь напороться, а яд насекомых, как правило, слаб и не ведет к смерти человека. Укус тех же пауков-птицеедов вызовет лишь небольшое недомогание на день-другой. Яд местной осы, которой чем-то не понравился мой локоть, вызвал лишь онемение кожи и небольшой зуд, прошедшие за ночь.
Кого же тогда остерегаться? Да вот эту небольшую лягушку-древолаза, что по праву считается самым ядовитым животным на планете.
Кожа лягушки пронизана железами, выделяющими микроскопические доли яда, которых вполне достаточно, чтобы убить крупного зверя. Одной такой лягушки хватит, чтобы отравить население приличной деревни. Яд состоит примерно из ста разных веществ, но его действующая основа — батрахотоксин из группы алкалоидов. Это - один из сильнейших ядов небелковой природы. Он увеличивает проницаемость оболочки нервных и мышечных клеток для ионов натрия, из-за чего электрический потенциал нервной клетки изменяется, и она больше не может проводить импульсы. В результате возникает аритмия сердца и его остановка. Яд действует, попадая в кровь через слизистую оболочку или микротрещинки на коже.
Вот почему этих лягушек никто не трогает, кроме индейцев, которые смазывают ядом охотничьи стрелы. Сами лягушки-древолазы к своей отраве нечувствительны. Но, как это получается, неясно. Особенно, если учесть, что сам яд лягушки не вырабатывают, а получают с пищей, постепенно накапливая дозу. Кстати, если этих лягушек выращивать в неволе, то ядовитость постепенно исчезает.
Раз уж зашла речь о всяческих ядовитостях и прочих кошмариках, то самое время заголиться до плавок и прогуляться по эквадорским пещерам в поисках подземной фауны. Главное отличие тамошних пещер от, например, кавказских - в достаточно высокой внутренней температуре подземелий. Что благотворно сказывается на обитающей в них живности. Благотворно в том смысле, что этой живности там очень много.
Нашлась там животина, близкая к тем, каких у нас зовут сенокосцами (такой отряд членистоногих). С модифицированными хелицерами в виде клешней и очень длинными лапами.
Представителей членистоногих и в пещерах немало. У меня было такое ощущение, что это птицееды спустились под землю и чуток обмельчали.
Вначале я полагал, что это чудо природы - какая-то водоросль. Но меня заверили в том, что это животина. Сидит она в трещинках камня и выпускает "нитку" с каплей. Своего рода ловушка для всякой мелочи, что налипает на эту нить.
02/06/2008