Далекими путешествиями сейчас не удивишь никого. Никого, кроме себя самого. Сутки на самолете - и другая сторона планеты: шеститысячники Анд, амазонские джунгли, сера "курящих" вулканов, пещеры срединных хребтов. Это просто слова. Слова для тех, кто там не был. Можно ли видеть за пределами кадра? Наверное, можно. Если там быть. Или если представить. Включайте воображение - оно того стоит. Мне понравился этот мир. Понравился за то, что он удивил.
Племена Эквадора и немного истории
Еще со школьных учебников по истории я искренне был уверен, что злобные конкистадоры начиная с XVI века замочили толпу индейцев и захватили их земли. Один только червь сомнения сидел потихонечку в мозгу и грыз догматы, ожидая своего звездного часа. Потому как плохо верилось в то, что кучка каких-то испанцев могла замочить целые народы и справиться с населением всего континента. Час червя настал. И всё оказалось не так однозначно. Впрочем, уже только ради этого стоило слетать в Эквадор.
На территории нынешнего Эквадора было немало племен, кои более или менее согласованно уживались друг с другом. В горах жили кичуа, осваивая земледелие. А по притокам Амазонки кочевали аурани, занимаясь охотой и собирательством. И всё бы ничего, но пришли завоеватели. И вовсе не испанцы, и совсем не с севера. Пришли инки. И вогнали снова тех же кичуа в каменный век, собирая обильные жертвы. И вот тут-то и появились испанцы. Очень не вовремя, по мнению инков. Надо ли говорить, что местные племена поддержали испанцев? И, собственно, именно благодаря этой поддержке и рухнула империя поклонников Солнца. Инков замочили. Испанцы остались, изрядно смешавшись с коренным населеньем. Из Африки завезли чуток негров. Эти тоже добавили крови. Так и живут по сей день, говоря по-испански. Цветом кожи от бела до черна.
Мало кому известным достоинством Эквадора, помимо Галапагосов и высоченных вулканов, является близость амазонской сельвы. В той же Бразилии надо ехать неделями, чтобы попасть в коренные джунгли. Будучи в Эквадоре для этого достаточно одного-двух дней.
Нужно только попасть внутрь территории племени аурани - последнего, представители которого еще ведут кочевой образ жизни и носятся по лесам в чем мать родила. Попасть не просто, но вполне реально. В диком состоянии осталась лишь часть племени аурани, числом около 700 человек. Остальные 1800 из этого племени уже знают, что такое одежда, и учатся в школах.
Он стоял под навесом и, что-то лопоча, протягивал руку. "Манани приветствует тебя на земле аурани", - перевел индеец-кичуа. На самом деле его зовут не Манани, но произнести правильно имя я не сумел: щебетать по-птичьи в детстве не научили. Очень мелодичный язык, хотя, говорят, слов в нем не более сотни. Впрочем, слова нам были почти не нужны - жесты куда как понятней. Разве что одно слово так и врезалось в память - "гуапони", глобальный смысл которого - всё положительное, согласие, радость. Так что пусть будет "Манани". Эдакий "полковник в отставке", бывший охотник за головами семидесяти лет от роду. А так и не скажешь: резвый как конь, в чем пришлось убедиться на деле.
"Манани поведет смотреть гнездо большого орла. Орла - пожирателя обезьян". Индеец-кичуа тут же достал книгу из сумки и показал: Harpia harpyja - латинское название говорит само за себя.
Знаменитый орел-гарпия, коих осталось очень немного, способный утащить обезьяну в 15 килограммов в одной лапе.
Схватив свое трехметровое духовое ружье, "полковник" двинулся в лес: "Манани покажет, как охотятся аурани и как делают сумку". Вообще, интересная манера говорить о себе в третьем лице и отожествлять себя с названием целого племени. Поневоле создается ощущение, что все аурани - один организм. Жаль, что осталось таких совсем мало.
Два часа ходу, я мокрый, как мышь в унитазе, аурани как будто только вышел размяться. На каждом углу полно всяких тварей, но они его как будто не видят. "Это дерево - от болей в животе. Это - когда болит голова. Из этой лианы мы делаем яд. А этих муравьев можно быстренько съесть: попробуй!" "А пауков не едят?" - спросил я. "Нет, мы не едим. Но есть те, кто едят", - засмеялся он. Надо же, в чувстве юмора им не откажешь.
- Хорошее дерево, - сказал аурани и, попросив мачете у кичуа, взялся рубить толстый ствол.
- Зачем ему это дерево и к чему его отсюда переть? Разве нет таких деревьев поближе?
Индеец-кичуа засмеялся:
- Эти чудики где что увидят - оттуда и тащат. Расстояние их не волнует. Сейчас он не возьмет его - дерево должно подсохнуть. Потом пришлет сыновей. Дети леса.
- А сыновья как найдут?
- Эти – найдут.
Почему-то я в это сразу поверил.
02/06/2008