Патан
Сразу после Храма обезьян я поехал в Патан - один из трех городов, образующих "большой Катманду" - Патан (Лалитпур), Бхактапур и собственно Катманду. Расположен он сразу к югу от столицы, и поехать туда в тот же день было легче, чем вернуться обратно в центр. Эти три города время от времени перетягивали на себя сферы влияния, но постепенно Катманду победил и стал столицей сегодняшнего государства. В каждом из трех городов имеется свой королевский дворец и свой Дурбар-сквер, главная городская площадь.
Дурбар-сквер - центр города, общественный, географический, культурный и какой угодно еще. Вся площадь застроена всякими храмами, памятниками, а с другой стороны стоит королевский дворец и городской музей.
Есть даже главный городской колокол.
Причем иногда такие вот вещи с улицы не заметны и обнаруживаются во дворе ничем не приметных домов. Найти их можно только с помощью карты (или местного гида, если вам неохота возиться с картами, а гиды - это как раз не мой случай, предпочитаю карты как part of the experience).
Золотой храм - один из самых главных в городе и один из тех, что расположены в лабиринте маленьких городских улиц. По местной легенде, правитель, который его возвел, получил во сне какое-то откровение, что построить его он должен на том месте, где мыши будут гоняться за кошками. И когда в один прекрасный день он увидел мышь, бегущую за кошкой, на этом месте он и построил храм. В результате, мыши и крысы являются здесь священными, и несколько из них живут на главном алтаре, фотографировать их запрещается. Разрешено снимать только козырек над входом в алтарь, да и то не прямо перед входом, а как-то сбоку.
По краям входа во внутренний двор снова, как и везде в Непале, вращаются те самые барабаны.
Ступа на окраине города. Всего их в Патане четыре, и стоят они по четырем углам города.
Вернулся я в Катманду к вечеру, и вот такая картина предстала на небе, сразу как вылез из автобуса (не знаю, что за памятник на крыше, какой-то барон Мюнхгаузен...).
На следующий день была суббота, а в моем путеводителе было сказано, что именно по субботам производится массовое жертвоприношение в месте, называемом Дакшинкали. Находится оно в южной части долины Катманду, примерно в часе езды от столицы. Я взял такси и отправился туда, смотреть на истинное лицо непальской религии. Дакшинкали – это, в общем-то, не город, это просто святое место для поклонений и жертвоприношений. Как раз в это время в стране праздновался Дасаин - национальный праздник, во время которого особенно много желающих принести в жертву козлов и петухов, поэтому святое место было совсем не пусто. Люди приезжают туда целыми семьями, не обязательно с жертвенными козлами, чаще просто "на поклонение", но те, кто привозят козла-петуха, после совершения ритуала часто съедают свою жертву на устраиваемом здесь же пикнике.
Сначала вы попадаете на стоянку, после чего проходите через небольшой рынок по дороге, которая постепенно спускается вниз, к яме, в которой и находится само "святое место". Туда стоит длинная очередь, но мне и тем немногим европейцам, которые тоже приехали туда посмотреть на это дело (Дакшинкали - не самое посещаемое туристами место), дали пройти поближе без очереди.
Жертвенная яма завалена какими-то листьями, зернами риса и прочей мелочью, а также там все время мокро из-за воды, которой смывают кровь жертвенных животных. Пройти за железный забор разрешается только сняв обувь (естественно, я б этого не сделал даже за полмиллиона баксов… ну за миллион, может, и сделал бы, если после этого сразу пойти в душ), и именно там производится само "приношение".
28/01/2008