Мешхед и окрестности
В Мешхед мы поехали, потому что той нашей спутнице, которая уже была в Иране, сказали, что ехать туда обязательно надо, если там не был. Лишь после того, как мы доехали до Мешхеда, выяснилось, что сказал ей об этом 20-летний юноша, который сразу, как приехал в Мешхед, нашел себе местного друга и пил с ним два дня вино из тутовника (да-да, в Иране есть вино, но только за рамками официоза).
Мешхед
Единственная достопримечательность (зато какая!) в Мешхеде - это мемориал Имама Резы. Его полное название - Astan-e Qods-e Razavi. Этот мемориал - Мекка мусульман-шиитов. Если вы немусульманин, и могила Имама Резы не вызывает у вас священного религиозного трепета, то делать в Мешхеде нечего.
Все три приведенные здесь фотографии комплекса Astan-e Qods-e Razavi - сканы открыток, потому что фотографировать в этом месте строго запрещено. Собственно, вход немусульманам туда тоже запрещен. Но мы купили за полтора бакса на ближайшем базаре чадру. И прошли. Правда, на входе нужно пройти строгий контроль, где находиться страшно, потому что мирные в обычной жизни женщины впадают на подходе к гробу Имама Резы в ритуальную истерику. У меня нашли в сумке фотоаппарат и с криками вытолкали ко входу. Благо, с другой стороны я увидела камеру хранения, где лежали только фотоаппараты! Когда сдаешь фотоаппарат - называешь свое имя. По нему потом возвращают сданную на хранение вещь. Я назвалась своим немусульманским именем Мария, и никто мне ничего плохого не сказал.
На открытках Astan-e Qods-e Razavi выглядит феноменально красивым. На самом деле все гораздо прозаичнее. Так как каждый правитель считает нужным внести лепту в великолепие комплекса, здесь ведется постоянное строительство. Даже сейчас. Поэтому вокруг серо, некрасиво, и рядом с минаретами торчат краны.
Мы походили там, потоптались среди молящихся, чувствовали себя довольно неуютно. Я гроб Имама Резы видела издалека. Одна из моих спутниц к нему сходила: говорит, все толкаются. В общем, мы оттуда ушли быстро. Потом нам сказали, что на территории комплекса ведется видеонаблюдение: высматривают тех, кто ведет себя как турист. Но мы успели уйти оттуда раньше, чем нас засекли.
И тут стало понятно, что делать нам в Мешхеде совершенно нечего, а впереди еще половина сегодняшнего дня и целый завтрашний. И мы пошли искать турагентство. И нашли там замечательного и очень толкового дядьку-экскурсовода.
Тус и Торкебе
Так как в этот день времени оставалось всего лишь полдня, мы совершили небольшую вылазку по близлежащим достопримечательностям. И сначала поехали в Тус. Главная здешняя достопримечательность - мемориал поэта Фирдоуси. Совершенно феноменальное место. Здесь и памятник, здесь и гробница. Внутри гробницы - отличные барельефы с эпизодами его поэм. Сами мы ничего бы не поняли, но экскурсовод Али рассказал и пересказал все очень интересно.
Неподалеку от мемориала стоит медресе Boq'e-ye Hordokieh', построенная во времена сельджуков. Со стороны - просто здание.
Небольшой музей внутри ничего особенного из себя не представляет, но изображенные на картинке ниже макеты - это башни, которые стояли на Шелковом пути, по ним ориентировались путешественники. Башни мне понравились.
Последним пунктом сегодняшнего путешествия стал город Торкебе. В нем нет каких-то особенных достопримечательностей. Но там феноменально вкусно кормят в очень уютных ресторанах (в ресторане Abshar нам понравилось очень!). Там же есть небольшой сувенирный рынок - ничего особенного, но время убить можно.
Неподалеку от города есть небольшое озеро, с живописными берегами вокруг и лодочной станцией на набережной. Почему-то мне эта картинка очень понравилась. Я даже попросила водителя остановиться, чтобы сделать кадр.
Нишапур
Наш последний день в Иране (8 мая) был посвящен городу Нишапуру в пригороде Мешхеда. Просто в Мешхеде сидеть было невыносимо, а ехать было все равно куда. И наш гид повез нас в Нишапур.
На пути в Нишапур мы сделали остановку в религиозном центре Boq'eh-ye Qadamgah. Место известно тем, что здесь останавливался и говорил свои речи Имама Реза. Говорил он, видимо, столь энергично и эмоционально, что в камне, на котором он стоял, остались следы его ног. Вокруг этого камня и построена мечеть. Если протолкаться сквозь правоверных, камень с ногами можно увидеть. Их подлинность - лишь вопрос веры. Там же рядом - источник воды, который в земле пробил Имам Реза, когда ему пожаловались на нехватку воды в этих краях.
В Нишапуре мы первым делом поехали к мемориалу Kamal-ol-molk и Sheikh Attar. Историю об этих почтенных мужах (один похоронен в домике, другой - в могилке рядом) гид нам рассказывал, но я слушала в одно ухо. В другое вылетело сразу. Но место приятное.
Вскоре мы увидели ныне строящуюся обсерваторию имени Омара Хайяма. Обещают построить быстро.
А потом мы приехали к самому Хайяму. Точнее, к его мемориалу, который впечатляет - как и все другие мемориалы персидских прославленных мужей.
Последним пунктом посещения был караван-сарай в Нишапуре. Как и во всех других караван-сараях, делать там совершенно нечего. Так что я фотографировала деревья и розочки.
Правда, нас там завели в мастерскую ковров. Но мы долго мешать не стали - заглянули на пару минут, поблагодарили и пошли. Ковры нам были не нужны.
Зато наконец представился случай спросить, что это за шикарные мужчины изображены на многочисленных плакатах и продаются по всему Ирану. Мужчина колоритный. Но то у него слезы на глазах. То шрам с кровью на лбу. Гид сказал, что не знает точно, но думает, что тот мужчина, который без меча, это пророк Мухаммед, а тот, который с мечом - это Али.
Из Нишапура мы вернулись в Мешхед, где скоротали вечер в чайхане возле отеля Karimkhan. Несмотря на близость шиитской Мекки, женщин оттуда не выгоняли и кальян забивали. И - о чудо! - к чаю подавали сладости: сахарные сосалки с шафраном.
Поздно вечером мы вылетали из Мешхеда в Тегеран, а оттуда через пару часов в Москву.
Тем, кто планирует поездку в эту замечательную страну, может быть полезен написанный мной FAQ про Иран.
Если возникли вопросы, то задавайте их на форуме (по ссылке ниже).
21/05/2007