10-дневное путешествие по Ирану

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Мешхед и окрестности

В Мешхед мы поехали, потому что той нашей спутнице, которая уже была в Иране, сказали, что ехать туда обязательно надо, если там не был. Лишь после того, как мы доехали до Мешхеда, выяснилось, что сказал ей об этом 20-летний юноша, который сразу, как приехал в Мешхед, нашел себе местного друга и пил с ним два дня вино из тутовника (да-да, в Иране есть вино, но только за рамками официоза).

Мешхед

Единственная достопримечательность (зато какая!) в Мешхеде - это мемориал Имама Резы. Его полное название - Astan-e Qods-e Razavi. Этот мемориал - Мекка мусульман-шиитов. Если вы немусульманин, и могила Имама Резы не вызывает у вас священного религиозного трепета, то делать в Мешхеде нечего.

Открытка: Astan-e Qods-e Razavi в подсветке / Фото из Ирана
    Открытка: Astan-e Qods-e Razavi в подсветке

Все три приведенные здесь фотографии комплекса Astan-e Qods-e Razavi - сканы открыток, потому что фотографировать в этом месте строго запрещено. Собственно, вход немусульманам туда тоже запрещен. Но мы купили за полтора бакса на ближайшем базаре чадру. И прошли. Правда, на входе нужно пройти строгий контроль, где находиться страшно, потому что мирные в обычной жизни женщины впадают на подходе к гробу Имама Резы в ритуальную истерику. У меня нашли в сумке фотоаппарат и с криками вытолкали ко входу. Благо, с другой стороны я увидела камеру хранения, где лежали только фотоаппараты! Когда сдаешь фотоаппарат - называешь свое имя. По нему потом возвращают сданную на хранение вещь. Я назвалась своим немусульманским именем Мария, и никто мне ничего плохого не сказал.

Открытка: комплекс Astan-e Qods-e Razavi / Фото из Ирана
    Открытка: комплекс Astan-e Qods-e Razavi

На открытках Astan-e Qods-e Razavi выглядит феноменально красивым. На самом деле все гораздо прозаичнее. Так как каждый правитель считает нужным внести лепту в великолепие комплекса, здесь ведется постоянное строительство. Даже сейчас. Поэтому вокруг серо, некрасиво, и рядом с минаретами торчат краны.

Открытка: гроб Имама Резы / Фото из Ирана
    Открытка: гроб Имама Резы

Мы походили там, потоптались среди молящихся, чувствовали себя довольно неуютно. Я гроб Имама Резы видела издалека. Одна из моих спутниц к нему сходила: говорит, все толкаются. В общем, мы оттуда ушли быстро. Потом нам сказали, что на территории комплекса ведется видеонаблюдение: высматривают тех, кто ведет себя как турист. Но мы успели уйти оттуда раньше, чем нас засекли.

И тут стало понятно, что делать нам в Мешхеде совершенно нечего, а впереди еще половина сегодняшнего дня и целый завтрашний. И мы пошли искать турагентство. И нашли там замечательного и очень толкового дядьку-экскурсовода.

Тус и Торкебе

Так как в этот день времени оставалось всего лишь полдня, мы совершили небольшую вылазку по близлежащим достопримечательностям. И сначала поехали в Тус. Главная здешняя достопримечательность - мемориал поэта Фирдоуси. Совершенно феноменальное место. Здесь и памятник, здесь и гробница. Внутри гробницы - отличные барельефы с эпизодами его поэм. Сами мы ничего бы не поняли, но экскурсовод Али рассказал и пересказал все очень интересно.

Мемориал поэта Фирдоуси в Тусе / Фото из Ирана
    Мемориал поэта Фирдоуси в Тусе

Неподалеку от мемориала стоит медресе Boq'e-ye Hordokieh', построенная во времена сельджуков. Со стороны - просто здание.

Медресе Boq'e-ye Hordokieh' / Фото из Ирана
    Медресе Boq'e-ye Hordokieh'

Небольшой музей внутри ничего особенного из себя не представляет, но изображенные на картинке ниже макеты - это башни, которые стояли на Шелковом пути, по ним ориентировались путешественники. Башни мне понравились.

Башни на Шелковом пути / Фото из Ирана
    Башни на Шелковом пути

Последним пунктом сегодняшнего путешествия стал город Торкебе. В нем нет каких-то особенных достопримечательностей. Но там феноменально вкусно кормят в очень уютных ресторанах (в ресторане Abshar нам понравилось очень!). Там же есть небольшой сувенирный рынок - ничего особенного, но время убить можно.

Лодочная станция неподалеку от Торкебе / Фото из Ирана
    Лодочная станция неподалеку от Торкебе

Неподалеку от города есть небольшое озеро, с живописными берегами вокруг и лодочной станцией на набережной. Почему-то мне эта картинка очень понравилась. Я даже попросила водителя остановиться, чтобы сделать кадр.

Нишапур

Наш последний день в Иране (8 мая) был посвящен городу Нишапуру в пригороде Мешхеда. Просто в Мешхеде сидеть было невыносимо, а ехать было все равно куда. И наш гид повез нас в Нишапур.

На пути в Нишапур мы сделали остановку в религиозном центре Boq'eh-ye Qadamgah. Место известно тем, что здесь останавливался и говорил свои речи Имама Реза. Говорил он, видимо, столь энергично и эмоционально, что в камне, на котором он стоял, остались следы его ног. Вокруг этого камня и построена мечеть. Если протолкаться сквозь правоверных, камень с ногами можно увидеть. Их подлинность - лишь вопрос веры. Там же рядом - источник воды, который в земле пробил Имам Реза, когда ему пожаловались на нехватку воды в этих краях.

Религиозный центр Boq'eh-ye Qadamgah / Фото из Ирана
    Религиозный центр Boq'eh-ye Qadamgah

В Нишапуре мы первым делом поехали к мемориалу Kamal-ol-molk и Sheikh Attar. Историю об этих почтенных мужах (один похоронен в домике, другой - в могилке рядом) гид нам рассказывал, но я слушала в одно ухо. В другое вылетело сразу. Но место приятное.

Мемориал Kamal-ol-molk и Sheikh Attar / Фото из Ирана
    Мемориал Kamal-ol-molk и Sheikh Attar

Вскоре мы увидели ныне строящуюся обсерваторию имени Омара Хайяма. Обещают построить быстро.

Обсерватория им. Омара Хайяма в Нишапуре / Фото из Ирана
    Обсерватория им. Омара Хайяма в Нишапуре

А потом мы приехали к самому Хайяму. Точнее, к его мемориалу, который впечатляет - как и все другие мемориалы персидских прославленных мужей.

Мемориал Омара Хайяма в Нишапуре / Фото из Ирана
    Мемориал Омара Хайяма в Нишапуре

Последним пунктом посещения был караван-сарай в Нишапуре. Как и во всех других караван-сараях, делать там совершенно нечего. Так что я фотографировала деревья и розочки.

Караван-сарай в Нишапуре / Фото из Ирана
    Караван-сарай в Нишапуре

Правда, нас там завели в мастерскую ковров. Но мы долго мешать не стали - заглянули на пару минут, поблагодарили и пошли. Ковры нам были не нужны.

Розочка в саду в караван-сарае / Фото из Ирана
    Розочка в саду в караван-сарае

Зато наконец представился случай спросить, что это за шикарные мужчины изображены на многочисленных плакатах и продаются по всему Ирану. Мужчина колоритный. Но то у него слезы на глазах. То шрам с кровью на лбу. Гид сказал, что не знает точно, но думает, что тот мужчина, который без меча, это пророк Мухаммед, а тот, который с мечом - это Али.

Портреты пророка Мухаммеда и Али / Фото из Ирана
    Портреты пророка Мухаммеда и Али

Из Нишапура мы вернулись в Мешхед, где скоротали вечер в чайхане возле отеля Karimkhan. Несмотря на близость шиитской Мекки, женщин оттуда не выгоняли и кальян забивали. И - о чудо! - к чаю подавали сладости: сахарные сосалки с шафраном.

Так нам подавали чай / Фото из Ирана
    Так нам подавали чай

Поздно вечером мы вылетали из Мешхеда в Тегеран, а оттуда через пару часов в Москву.

Тем, кто планирует поездку в эту замечательную страну, может быть полезен написанный мной FAQ про Иран.

Если возникли вопросы, то задавайте их на форуме (по ссылке ниже).

Мария Пузанкова

12.06.23 Mahan Air начала выполнять рейсы между Тегераном и Петербургом
    18.05.23 Nordwind начинает летать из Казани в Тегеран
    12.05.23 Nordwind Airlines будет выполнять рейсы из Санкт-Петербурга в Тегеран
    22.03.23 FlyOne Armenia объявила о начале полетов в Самару, Новосибирск и другие города мира