Мы делаем полукруг над ночной Валеттой и заходим на посадку. Время подходит к 11 вечера. Аэропорт небольшой, но очень уютный и удобный. Исходя из путеводителя LP, автобусы курсируют между городом и аэропортом как минимум раз в час даже ночью. Но никаких расписаний нигде нет, а сама остановка совершенно пустынна, и я оказываюсь там в единственном числе. Туристическая информация закрыта. Такси? Вариант, но исходя из путеводителя, здесь это чрезвычайно дорогое удовольствие. Интересуюсь – да, это поразительно. Поездка протяженностью в 7 километров обойдется в 9 мальтийских лир, или, иными словами, в 25 долларов. Приняв стоимость такси как неизбежное зло, я выбираю, по крайней мере, автомобиль поизящнее и даю отмашку таксистам.
Первые шаги по острову каменных джунглей
Надо сказать, эта поездка была для меня довольно уникальная вот почему. Впервые в жизни я спланировал и выкупил через интернет все: авиабилеты, отель, паромы и так далее. Паромы к поездке на Мальту отношения не имеют, здесь я имею в виду первую часть своего путешествия по другим странам. Надо заметить, что на всем маршруте все сработало идеально, без единого сбоя. В заранее забронированных отелях легко находили мою бронь, авиакомпании не "забывали" об имеющихся заказах, на ж/д вокзалах легко выдавали оплаченные через интернет билеты на поезда.
Но, приближаясь на такси к своему отелю, тоже заказанному через интернет по ничтожной по мальтийским меркам цене ($28 за одноместный номер с завтраками, кондиционером, удобствами и телевизором), я смутился. Уж больно окружающая урбанизация напомнила не европейское государство, а типовой арабский восток с его колоритным хаосом и непосредственностью. 1-2-этажные старые дома постройки начала XX века, беспрерывные каменные заграждения, практически полное отсутствие деревьев и парков, узкие дороги, полные выбоин и заплаток, большое количество непонятных битых брошенных автомобилей. Впервые в голову пришло определение – "Остров каменных джунглей". Куда это я попал? На фоне предшествовавших прибытию на Мальту разборок с "Балтиком", отсутствия общественного транспорта из аэропорта и дороговизны такси – мое настроение испортилось вконец. Черт, как бы здесь не заявили, что впервые слышат о моей брони на одноместный номер. Каюсь, в этот миг я более всего на свете захотел просто вернуться домой. Все понятно. Видимо я стал жертвой депрессии, а это ничего, это лишь плоды уставшего воображения. Сейчас я приеду в отель, приму душ, лягу в чистую мягкую постель, засну. А утром все будет совершенно иначе! Так я себя успокаивал, подъезжая на такси к моему пристанищу.
Надо заметить, что отель Metropol, в котором я остановился, - приятно удивил. Большое 7-этажное здание в сотне метров от набережной Слимы. Вполне культурное фойе, приветливый администратор, чистый аккуратный лифт. Номер небольшой, но со всем необходимым. Настроение стало стремительно улучшаться. Как все-таки нам мало надо для небольшого счастья!
Познание Мальты начинается
Итак, первое утро на Мальте. Проснулся веселым, бодрым, жизнерадостным! Ура! Спускаюсь на завтрак прямо с легким рюкзачком – не поднимаясь назад в номер, пойду изучать Валетту. Но судьба распорядилась иначе, и, спустившись к набережной Слимы, являющейся не только отправной точкой для паромов в расположенную напротив Валетту, но и автобусной станцией, я увидел автобус на Мдину. Что за место Мдина, и почему я решил ехать именно туда – через минуту, а пока несколько слов о мальтийских автобусах и о транспорте вообще.
Здесь чтят традиции. Автобусные в том числе. И классические британские ветераны вроде желтых Leyland-Tiger 1949 (!) года выпуска резво бегают по острову, и время над ними не властно. Три сотни автобусов, курсирующих по Мальте, - это древние Лейланды. Так что туристу обеспечен уникальный шанс покататься на транспорте, на котором ездили дедушки и бабушки современных… мальтийцев и англичан. Езда на мальтийских автобусах полна эмоций, весьма увлекательна и является экскурсией сама по себе. Рекомендую однозначно.
Теперь, не занудства ради, а справедливости для (с), расскажу об оборотной стороне медали, связанной с путешествиями по Мальте на местном общественном транспорте. Дело в том, что в силу старого и изношенного автобусного парка, плюс узких дорог и наличия пробок, средняя скорость поездок на автобусе не превышает 20 км/ч. Я совершенно серьезно. Движение медленное, машин много, моторы время от времени глохнут, рельеф местности холмистый, застройка плотная, остановки по требованию. Таким образом, любая поездка на автобусе, даже внутри одного и того же города, нередко соответствует прогулке быстрым шагом. Второй момент – отсутствие четких расписаний, которые имеются только у диспетчеров на конечных станциях. Да и это особенно роли не играет, поскольку примерно из 15 моих поездок на автобусах, добрая половина совершенно не придерживалась расписаний.
Третий момент – попадание из одного населенного пункта в другой. Дело в том, что исходной точкой является хаотическая автобусная станция в Валетте. Отсюда исходят все автобусные маршруты по всем частям острова. Несколько прямых маршрутов отправляется сразу из Слимы, один-два из Мдины. И все! Таким образом, в 9 случаях из 10, следуя из одной части острова в другую (например, путешествуя из Мдины к Голубому гроту, расстояние всего 10 км, но прямого транспорта нет), вы вынуждены проехать 12 км до Валетты, затем еще 10 километров из Валетты до гротов. Добавьте к этому хаотичность движения транспорта и вы увидите, что у вас на эту поездку уйдет минимум 3 часа. И столько же обратно.
Совет здесь может быть только один. Не заблуждайтесь на предмет малых размеров Мальты, главный остров которой вытянулся на 23 км в длину и на 11 км в ширину. Поездки по острову на общественном транспорте – чрезвычайно медленные. Лучше всего, если едет компания – арендовать машину. Здесь будут свои вопросы, поскольку дорожные указатели весьма своеобразны, плюс их явно недостаточно, дороги узки, движение хаотичное. Но это все же проще и эффективнее, чем пересадки с автобуса на автобус, с выстаиванием в промежуточных пунктах от получаса до часа, ожидая следующий рейс.
19/11/2007