Северная Корея – уникальная страна. Здесь живут 20 миллионов человек, не знающие, кто такие "Битлз" или Мадонна. Здесь нет ни одного работающего светофора, а люди искренне верят, что живут в самой лучшей и свободной стране мира. На время всего пребывания в Северной Корее любой туристической группе выделяется два гида и водитель с машиной. Даже если группа состоит из одного человека. Обычно один из гидов действительно является гидом, а второй выполняет функции контроля, ограждает вас от общения с местным населением и следит, чтобы вы не сфотографировали что-нибудь лишнее. В своем рассказе о Северной Корее я буду стараться уйти от выводов, хотя удержаться от этого очень сложно. Я расскажу и покажу только то, что видел сам. А видел я очень многое.
Вся страна связана с семьей Кимов: отцом и сыном. Они отличаются титулами. Наш экскурсовод ни разу не сказала просто Ким Ир Сен или Ким Чен Ир. Когда речь заходит о них, а случается это очень часто, то впереди обязательно добавляется приставка "Великий Вождь товарищ Ким Ир Сен" и "Великий Руководитель товарищ Ким Чен Ир". Первый – это отец, он же Вождь, он же Величайший человек, когда-либо живший на земле и скончавшийся в 1994 году. Второй – его сын, он же Руководитель, он же Солнце XXI века, правящий Северной Кореей в наши дни.
Пхеньян
Пхеньян – столица Северной Кореи и ее визитная карточка. Город отличается от остальной страны. Люди здесь всегда ходят в нарядной и опрятной одежде. Улицы чистые, и отовсюду видны гигантские монументы. Осмотр города начался с посещения фонтанной композиции, недалеко от главной площади имени Великого Вождя товарища Ким Ир Сена. Она называется "Падает снег". На самом деле нас завезли сюда ради того, чтобы мы купили жиденький букетик цветов за 5 евро. Нашей следующей остановкой стал огромный бронзовый памятник Великому Вождю товарищу Ким Ир Сену на холме Мансу.
Мы подошли к статуе между делегациями корейских трудовых коллективов, привезенных сюда на автобусах. Перед подходом к памятнику наш гид подробно проинструктировала нас, как себя вести: памятнику полагается возлагать цветы и совершать один низкий поклон. Мы подошли с серьезными лицами, выказали уважение, поклонились, возложили цветы и в награду получили 5 минут на фотографии. При фотографировании на фоне памятника ни в коем случае нельзя копировать его позу. Другое непреложное правило фотографирования в Северной Корее: нельзя делать фотографии, где изображения Ким Ир Сена или Ким Чен Ира будут обрезаны. То есть, если вы фотографируете памятник, то не должны делать ему ампутацию ног или половины головы.
Памятник обрамляют два гигантских 20-метровых флага с композициями из 109 человек каждый. Высота каждой фигуры человека по 5 метров.
В Северной Корее нет ни одного работающего светофора. Нет, они там есть, но я не видел и не слышал, чтобы они работали. Движением управляют регулировщики. Во всей стране это делают мужчины в белой форме и лишь в Пхеньяне движением управляют стройные и очень привлекательные девушки. Они сменяются каждые 2 часа. Их движения отточены и резки. Нет никакой плавности, все четко и очень быстро. На каждом перекрестке для них начертан круг. Ночью девушки работают до 2 часов, потом их сменяют мужчины. Чтобы их было заметно в темноте, в форму вшиты моргающие светодиодики. Смотрится как маленькая новогодняя елочка с двигающимися ручками.
Проехав мимо нескольких регулировщиц, мы припарковались у Музея победы. Здесь представлена северокорейская версия истории страны. Во всех государственных зданиях нас всегда встречал образ Великого Вождя товарища Ким Ир Сена либо в виде скульптуры, либо в виде картины.
В основном экспозиция музея состоит из фотографий и вырезок из газет. Есть и уголок Советского Союза. А в подвале музея стоят наши самолеты, грузовики и танки. Осталось непонятным, как их туда втащили. Видимо сначала поставили их, а потом вокруг построили здание музея. В следующих залах нас ждала обширная экспозиция покореженного американского оружия, захваченного во время войны. После этого мы осмотрели машину "Победа", подаренную Ким Ир Сену товарищем Маленковым. На закуску нам оставили диораму военного перевала. Все механизировано: машинки ездят по рельсам, самолетики летают по проволочкам, парашютисты спускаются по леске. То тут, то там загораются огонечки. Мой ребенок был бы в восторге!
После этого нас выпустили из музея и перевезли к шпионскому кораблю "Пуэбло". В 1968 году американский корабль кружил вокруг Северной Кореи под видом научного судна. Неожиданно к нему подошли 4 маленьких катера. Постреляли из пистолетиков. "Случайно" убили одного американского "ученого", и остальные 80 шпионов сдались в плен. Их продержали в течении года, после чего агрессоры публично извинились и всех "ученых" отпустили с миром. Это единственное извинение американцев за всю историю. Инцидент с этим кораблем является чуть ли не самой позорной страницей в американской истории. Ради спасения своих моряков им пришлось сильно унизиться.
В Северной Корее очень много всего самого-самого. Корейцы явно страдают гигантизмом, и заразились они этой болезнью от нас. Не хотел делать выводы, но не могу удержаться. Видимо, социалистический строй не может предложить ничего другого. В закрытом обществе нужно постоянно доказывать своим людям, что они самые-самые, и делается это с помощью огромных памятников и монументальных сооружений.
Площадь имени Ким Ир Сена – это северокорейская "Красная площадь". Здесь проходят все парады и главные празднества страны. Несмотря на нехватку электричества, площадь очень хорошо подсвечена.
Площадь – обязательное место для посещения свадьбами. Там же я сфотографировал "воодушевляющую" машину. Мы видели много таких микроавтобусов с громкоговорителями на крыше. Гид объяснила, что они ездят по городу и воодушевляют людей на трудовые подвиги.
В Северной Корее стоит самая большая триумфальная арка в мире. Ворота построены в честь триумфального возвращения Великого Вождя товарища Ким Ир Сена на родину. Они открыты в апреле 1982 года по случаю 70-летия со дня его рождения.
Рядом с аркой находится стотысячный стадион имени Ким Ир Сена. И телебашня, напоминающая Останкинскую.
Пара слов о дорогах и проспектах Пхеньяна. Пробок нет. Вообще. Передвижение по городу на машине очень удобное: 5 минут - и ты на месте.
Проспекты широкие. Их явно срисовывали с московских.
Машин на улицах очень мало. В частном пользовании автомобилей практически нет. Если у трудящегося есть родственник в Японии, то он может принять в дар автомобиль в личное пользование. При этом такой же автомобиль нужно подарить и государству. Поздно вечером и в выходные дни запрещено ездить на личном транспорте. Высокое начальство предпочитает новые серебристые внедорожники или старенькие "мерседесы", которые здесь называют "бенцами", очень много VW Bora.
10/11/2008