В экспозиции представлены также немецкие военные мотоциклы.
И другая техника Третьего рейха. На фото автомобиль-амфибия VW Typ 166, данный экспонат в военное время использовался в военных действиях на Сталинградском фронте.
Еще один немец - трехместный легкий тягач NSU HK 101, 1942 года выпуска. Использовался для буксировки артиллерии, перевозки негабаритных грузов и прокладки кабельных сетей. Впервые был применен при нападении Германии на Советский союз летом 1941 года. Этот гусеничный мотоцикл был спроектирован с таким расчетом, чтобы его габариты позволяли помещаться в салон грузового самолета Junkers Ju 52 для переброски воздушным путем. Данный экспонат был участником боев в "Курляндском котле" 1944-1945 годов.
Штабный полноприводный автомобиль повышенной проходимости Horch 901, созданный именитым производителем люксовых автомобилей по заданию немецкого правительства. Производился в 1937 - 1943 годах для немецких офицеров штаба и служебных нужд фельдмаршалов. Данный автомобиль был участником военных действий на Восточном фронте в том числе боев в "Курляндском котле".
Дальше представлены несколько экземпляров ленд-лизовской техники. В центре кадра Studebaker US 6 (6x4), 1944 года выпуска. Эти грузовики массово поставлялись штатами в Советский союз в рамках союзнической помощи по договору ленд-лиза (всего Cоветский союз получил около 100 000 Студебекеров). Именно этот грузовик стал основной платформой для установки систем полевой реактивной артиллерии "Катюша".
После окончания войны, часть машин была отправлена обратно в США в соответствии с договором о ленд-лизе. Оставшиеся машины эксплуатировались ещё какое-то время в Советской Армии, а также участвовали в восстановлении народного хозяйства СССР. Выставленный экспонат был задействован на заводе по производству сухого молока в Аизпуте до конца 1980-х годов. Благодаря бережному отношению и своевременному обслуживанию, автомобиль прекрасно сохранился и находится в рабочем состоянии. Принимал участие в съемках нескольких фильмов производства Рижской киностудии.
На переднем плане советский Уралзис 355 - модернизированная послевоення версия автомобиля Второй мировой ЗиС-5. Автомобиль выпускался на Уральском автомобильном заводе в городе Миасс, куда в 1941 году было эвакуировано оборудование московского завода ЗиС. Внешне от ЗиС-5 этот автомобиль отличается лишь аэродинамической формой крыла, но узлы и агрегаты автомобиля были существенно модернизированы, в том числе и двигатель, мощность которого возросла до 85 л.с., с одновременным снижением расхода топлива на 7%, что позволило автомобилю разгоняться до скорости 70 км/ч. Данный автомобиль был выпущен в 1956 году и использовался в лесном хозяйстве Латвийской ССР.
Рядом экспонируется американский Ford AA с газогенераторной установкой. Автомобиль был выпущен в 1932 году и видимо уже в ходе истории был оборудован газогенераторной установкой фирмы "Imbert". Такие установки были популярны в военное и послевоенное время в связи с острым дефицитом бензина. Автомобиль с этой установкой развивал мощность 30 л.с. и максимальную скорость 50 км/ч.
Между этими машинами разница 24 года, а так сразу и не скажешь.
Шикарный немецкий пожарный автомобиль известного производителя пожарных машин Magirus на базе грузовика Henschel Typ 33 D1, 1941 года выпуска. Основное предназначение автомобиля - обслуживание военных аэродромов. Эта пожарная машина после окончания войны поступила в одну из пожарных частей Риги в качестве трофея. Использовалась также в съемках фильмов Рижской киностудии. Из 680 выпущенных машин до наших дней известно о семи сохранившихся.
Мордочка автомобиля напоминаест слоненка своим механическим хоботом.
Инсталляция на тему того, как могла бы выглядеть автомастерская в латвийской глубинке полсотни лет назад.
И закончу обзор экспозиции нижнего уровня моим самым любимым экспонатом Renault FU, 1919 года выпуска. Я большой любитель техники начала ХХ века, особенно такой. Этот автомобиль имел огромную по тем временам грузоподъемность 7 тонн и использовался армией для перевозки тяжелой военной техники и танков. На автомобиле установлены массивные чугунные колеса с цельными литыми резиновыми шинами.
Автомобиль был выкуплен у одного коллекционера из Роттердама в состоянии металлолома, что хорошо видно по этому снимку. После приобретения Клубом антикварных автомобилей началась реставрация машины, которая длилась около двух лет и в которой принимали участие специалисты из разных стран мира.
Реставрация проводилась по оригинальным чертежам Renault и в качестве типа кузова был выбран один из наиболее интересных вариантов "авто пивовара". Всего в мире сохранилось два грузовика этой модели, первый вы видите на этих фотографиях, а второй находится в закрытом фонде "Berliet", который ответственен за сохранность исторических французских грузовых автомобилей. Причем французский экземпляр имеет гораздо худшую сохранность, чем представленный в Рижском моторном музее.
Шикарная эстетика техники начала ХХ века, ею можно любоваться бесконечно.
На этом обзор экспозиции Рижского моторного музея закончен. В завершении покажу немного техники, которая хранится на открытой площадке рядом с музеем и ждет реставрации. Тут, конечно, нет ничего интересного и ценного. Так как все ценное, чем еще располагает музей, хранится где-то на арендуемых закрытых площадях и, полагаю, какая-то часть присоединится к музейной экспозиции после окончания реконструкции музейного комплекса.
Пожалуй, самый интересный из стоящих на улице экспонатов БТР-152 - бронетранспортёр, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151.
Все остальное житель постсоветской провинции видит каждый день на улицах своих городов.
Но для той части постсоветского пространства, что вошла в Евросоюз, это уже история.
На этом моя серия постов о латвийских автомобильных музеях подошла к концу.
Подводя итоги, могу сказать, что любителям автомобильной и технической истории есть что посмотреть в Латвии. Несмотря на маленький размер страны, она обладает большой и яркой коллекцией ретромобилей и интересными тематическими музеями. Не каждая из гораздо более крупных стран не только постсоветского пространства но и Европы может похвастать таким техническим наследием, которым обладает Латвия.
21/05/2017