Eсли на первом уровне большая часть экспонатов - европейские и американские авто, то на втором этаже 80% экспозиции - советская классика.
Начну обзор с легендарной "Эмки". ГАЗ М-1 или просто "Эмка" как машину прозвали в народе является самым массовым советским автомобилем 1940-х годов. Всего в период с 1936 по 1943 годы на Горьковском автозаводе имени Молотова было выпущено 62 888 экземпляров. В июне 1943 года бомбардировки Горького разрушили кузовной цех завода и производство "Эмки" было прекращено. Хотя после окончания войны из оставшихся деталей были собраны еще 233 автомобиля.
Прототипом для "Эмки" стал Ford Model B 40A 1934 года, документация по производству которого была куплена Советским союзом у компании Форд. Новый автомобиль должен был заменить на конвейере устаревший ГАЗ-А. Главным новшеством автомобиля стал цельнометаллический кузов, технология изготовления которого была освоена заводом при помощи инженеров Форда. В процессе доводки автомобиля и адаптации его к сложным условиям эксплуатации в Советском Союзе конструкция автомобиля была подвергнута масштабной модификации а многие узлы были спроектированы советскими специалистами заново. Количество и характер изменений относительно прообраза были таковы, что на заводе эту модель уже считали своей собственной, хотя и созданной под иностранным влиянием.
Рядом выставлен автомобиль, являющийся неотъемлемым экспонатом всех латвийских автомузеев - ЗиМ (ГАЗ-12).
Красивая машина, о ней я рассказывал в предыдущих постах, повторяться не буду.
Еще один легендарный послевоенный автомобиль ГАЗ М-20 "Победа", пришедший на смену "Эмке" и выпускавшийся в 1946 - 1958 годах. Это первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом, который к тому же был впервые полностью спроектированным и подготовленным к массовому производству в Советском союзе. Также впервые советский автомобиль получил отопитель салона в качестве стандартного оборудования. Всего было выпущено 236 000 машин этой модели включая модификации. Данный автомобиль в середине 1950-х годов в качестве награды за образцовый труд получил комбайнер из Цесисского района.
ГАЗ-21 "Волга" - автомобиль сменивший на конвейере "Победу", производился с 1957 до 1970 года. Со временем автомобиль неоднократно модернизировался и улучшался. На фото базовая версия "Волги" ГАЗ-21Л, 1962 года выпуска.
Рядом с базовой версией выставлен универсал ГАЗ-22М 1964 года выпуска. "Волга" с кузовом универсал производилась с 1964 по 1970 годы и в частные руки не поставлялась. Автомобили с этим типом кузова распределялись между госорганизациями и использовались в качестве такси, карет медицинской помощи, штабных пожарных машин и т.д.
ГАЗ-24-02 "Волга" - первый советский универсал с тремя рядами сидений, выпускавшийся серийно с 1973 по 1988 годы. Как и его предшественник с фотографии выше в частные руки не продавался и поставлялся исключительно государственным учреждениям.
В музее есть очень неплохая коллекция раритетных москвичей, которая начинается фургоном Москвич 401-422, построенном на основе базовой модели Москвич 401/420, которая в свою очередь являлась копией довоенной модели Opel Kadett K38. Фургон имел дерево-металлический кузов, что было обусловлено нехваткой стального проката в первое послевоенное десятилетие и производился в 1954-1956 годах. Кузов автомобиля был очень утилитарным и простым, а сам автомобиль эксплуатировался в качестве развозного фургона различными торговыми организациями. Долговечность его была сравнительно низкой, но благодаря частично деревянному кузову, который легко ремонтировался подручными средствами, такие фургончики порой эксплуатировались вплоть до полного износа шасси. До нашего времени сохранилось всего несколько экземпляров этого автомобиля.
Информационный стенд, посвященный фургону.
Еще одна модификация москвича с кузовом кабриолимузин. Москвич-400-420А производился в 1949 - 1954 годах, одной из причин выпуска автомобилей с таким типом кузова была нехватка в СССР стального проката.
Слева на фото Москвич-Э403-424 - экспериментальный седан, построен небольшой опытной партией в 1949 году. Отличался от базовой модели Москвич 400-420 измененным дизайном передка и другим двигателем. В серию автомобиль не пошел.
Единственный сохранившийся экземпляр Москвич-Э403-424 находится в Рижском мотормузее.
Москвич-423 - первый в СССР серийный автомобиль с грузопассажирским пятидверным кузовом универсал, выпускался в 1957-1963 годах с учетом модификации. Предназначался для использования в народном хозяйстве и в частные руки не продавался.
Детский веломобиль "Ракета".
Еще один универсал Москвич 426 Э, созданный на базе Москвич-408. Выпускался с 1967 по 1967 год. Индекс "Э" означает экспортный вариант. Данная машина должна была быть отправлена для продажи в Финляндию, но из-за дефекта покраски осталась в СССР.
Еще один детский веломобиль "Москвич", в детстве мечтал о таком, но мне даже не довелось посидеть за рулем.
Дальше экспозиция продолжается автомобилями, которые на постсоветском пространстве не являются классикой и до сих пор составляют большую часть транспортного потока, так что тут я детально останавливаться не буду.
Стильный итальянский дизайн первых Лад и сегодня радует глаз.
ВАЗ-2102 стал первым советским универсалом, который можно было приобрести в частное пользование. Серийно выпускался с 1971 по 1985 год и пользовался большой популярностью в народе.
Если не знать ничего об этом автомобиле, то вполне можно принять его за самоделку, настолько несуразно и страшно выглядит это творение советских конструкторов. Но тем не менее это серийный автомобиль повышенной проходимости ЛуАЗ- 969 А "Волынь", 1976 года выпуска. Машина предназначалась для нужд армии и народного хозяйства.
<Первые версии этого автомобиля были переднеприводными, таким образом "Волынь" стала первой советской переднеприводной машиной. Спустя несколько лет после начала производства появились версии автомобиля с полным приводом, которые пользовались спросом в основном у жителей сельской глубинки.
Есть в экспозиции и парочка "запорожцев", куда же без них. На переднем плане ЗАЗ-965 "Запорожец" выпускавшийся с 1960 по 1969 годы включая модификации.
Справа от него следующая модель Запорожского автозавода ЗАЗ - 966 В, 1969 года выпуска.
Учитывая модернизации этот автомобиль производился с 1967 по 1994 годы. При разработке дизайна машины, советские конструкторы ориентировались на немецкую малолитражку NSU Prinz, с которой были переняты многие черты "Запорожца" 966 серии.
Этот автомобиль известен каждому, кто смотрел популярную советскую комедию "Операция "Ы" и другие приключения шурика". После этого фильма мотоколяска С3А получила народное прозвище "моргуновка" (в фильме мотоколяской управлял персонаж Бывалый, сыгранный актёром Евгением Моргуновым). Автомобиль-мотоколяска С3А, выпускался серийно Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы. В качестве мотора на машину устанавливался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 л.с.
Мотоцикл М-63П - модификация колясочника М-63, выпущенная для патрульной службы ГАИ небольшим тиражом чуть более 300 экземпляров.
Еще один мотоцикл, на котором было установлено несколько мировых рекордов скорости. Этот мотоцикл был сконструирован латышом Эдгарсом Эрдманисом в 1952 году. За основу был взят довоенный BMW R51, мощность которого была увеличена до 78 л.с. за счет установки компрессора. Благодаря аэродинамическим обтекателям кузова и коляски удалось увеличить максимальную скорость мотоцикла на треть. Так как латвийские дороги не подходили для установки рекорда скорости, для этой цели был выбран участок трассы возле Симферополя, где в 1954 году Эдгарс Эрдманис установил рекорд скорости на дистанции 5 км, проехав участок со средней скоростью 207 км/ч. Спустя год он улучшил свой рекорд, проехав участок со средней скоростью 222 км/ч, достигнув максимальной скорости 248 км/ч.
21/05/2017