Еще один представитель легендарной американской марки - Packard Eight 1100, 1934 года выпуска. Автомобили Packard этого модельного ряда стали первыми в истории, на которых в качестве опции предлагали установку в автомобиль радиоприемника. Известно, что Сталин был большим поклонником этой автомобильной марки и в 1930-г годах автомобили Пакард закупали для советского правительства.
Дальше следует ряд автомобилей кремлевского гаража советского производства. Рассмотрим их детальней, так как тут есть много любопытных экземпляров.
На фото первый советский представительский лимузин высшего класса ЗиС-101, 1937 года выпуска. Разработка ЗиС-101 была полностью советской, но без заимствований не обошлось. За основу конструкции ЗИС-а были взяты американские "Бьюики" 1932-34 годов, от которых также позаимствовали устройство верхнеклапанного восьмицилиндрового мотора. Задняя подвеска и рулевое управление были скопированы у Пакардов.
Американцы также приложили руку к внешнему облику новой машины, которым по заказу советского руководства занималось американское кузовное ателье "Budd Company", спроектировавшее кузов автомобиля и поставившее всю необходимую для серийного производства оснастку. Кузов новой машины был деревянно-металлическим - на деревянный каркас навешивались металлические кузовные панели. Эта технология плохо подходила для крупносерийного производства и уже в 1939 году появилась модернизированная версия автомобиля ЗиС-101 А с новым цельнометаллическим кузовом.
В автомобиле ЗИС-101 впервые в Советском союзе устанавливались отопитель салона, радиоприёмник, термостат в системе охлаждения двигателя и множество других технических новшеств.
Эти машины обслуживали не только высших партийных чиновников, но и обычных граждан, работая в качестве такси на длинных маршрутах. Всего за период 1937-1941 годы было выпущено 8752 автомобиля, включая 600 модернизированных ЗИС-101А.
Следующий экспонат не ЗиС-110, как можно подумать, а специальная бронированная версия ЗиС-115, 1950 года выпуска. Бронированная модификация была разработана в строгой секретности по личному приказу Сталина. От базового ЗиС-110 автомобиль отличается увеличенными колесами и тормозными барабанами, наличием двух карбюраторов и задним мостом от грузовика ЗиС-151. Бронирование автомобиля представляет собой цельную оболочку - бронекапсулу, обшитую снаружи кузовными панелями. Боковые стекла в дверях имели толщину 75 мм и были настолько тяжёлыми, что поднимались при помощи гидравлики. Один из таких автомобилей использовался Сталиным.
Всего было изготовлено более 30 бронированных ЗиС-ов. Вес автомобиля составляет 7,5 тонн (в три раза больше базовой модели), максимальная скорость 100 км/ч при мощности двигателя 162 л.с.
Еще одна модификация ЗиС-110 с кузовом кабриолет, получила индекс ЗиС-110В. Очень редкий автомобиль, построенный всего в нескольких экземплярах и предназначенный для приема военных парадов. До нашего времени дошли всего три экземпляра.
На этом автомобиле в 1940-1950-х годах советский маршал И. Багрямян принимал военные парады в Прибалтийском военном округе. Автомобиль использовался до 80-х годов.
Я уже показывал ЗиС 110Б, экспонируемый в другом латвийском музее. Как ни приглядывался, так и не смог понять, чем ЗиС 110Б отличается от ЗиС 110В.
Следующий экспонат кремлевской коллекции "Чайка" ГАЗ-13 - советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией c 1959 по 1979 год. При создании кузова нового советского представительского автомобиля, конструкторы ориентировались на люксовые американские автомобили Packard 1956 модельного года с дизайном которых перекликается интерьер и экстерьер "Чайки".
"Чайка" стала первым советским автомобилем снабженным гидроусилителем руля, вакуумным усилителем тормозов, электрическими стеклоподъемниками и автоматической трансмиссией с кнопочным селектором переключения передач. "Чайки" являлись составной частью "пакета привилегий" высшей партноменклатуры, и использовались в качестве служебных автомобилей в среде партийных бонз. Кроме того эти автомобили служили в посольствах СССР за границей, а также в посольствах других стран в Москве.
Автомобиль выпускался на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1979 годы, всего было изготовлено 3 189 автомобилей этой модели.
Товарищ Хрущев приветствует посетителей музея из автомобиля ЗиЛ-111Г, производившегося для высших должностных лиц Советского союза и стран социалистического лагеря в период с 1962 по 1967 год мелкой серией по 10-12 автомобилей в год. За весь период производства было собрано 112 автомобилей семейства ЗИЛ-111.
Хрущев использовал подобный автомобиль в 1963-1964 годах.
Первая версия автомобиля ЗиЛ 111 увидела свет в 1958 году и очень сильно напоминала Packard, в СССР уже был один Packard - ГАЗ-13 "Чайка" и сверху поступила команда поменять дизайн нового советского лимузина. В результате были изменены передняя и задняя панели кузова, при этом в автомобиле нулевой серии передняя панель была скопирована с автомобиля Cadillac 62-й серии. В итоге автомобиль получил приставку "Г" и стал выглядеть так:
Сходство с Кадилаком было заметно невооруженным взглядом и попахивало откровенным плагиатом, поэтому перед запуском машины в серию, автомобиль перетерпел еще одно изменение передка. Хоть новый дизайн был повторением черт американских автомобилей того времени, но о прямом копировании речь уже не шла.
Производство новой модификации ЗиЛ 111 Г началось в 1962 году. Впервые в истории советского автомобилестроения автомобиль ЗиЛ 111 оснащался кондиционером в стандартной комплектации. В список прочих "наворотов" входили уже протестированные на "Чайке" автоматическая коробка передач с кнопочным переключателем, гидроусилитель руля, электрические стеклоподъемники и приемник с автоматической настройкой и возможностью управлять им с заднего сиденья. Дизайн американских автомобилей середины 50-х формировался под влиянием аэрокосмической темы, черты которой прослеживаются и в ЗиЛ 111, например задние фонари, напоминают сопла реактивных двигателей.
Следующий представитель кремлевского гаража является подарком Брежневу от американского президента Р. Никсона, который подарил этот Lincoln Continental, 1973 года выпуска советскому генсеку, во время визита последнего в Вашингтон.
Еще одно авто Брежнева Rolls-Royce Silver Shadow 1966 года выпуска., который генсек очень любил. Однажды Брежнев во время своих покатушек попал на этом автомобиле в аварию. Восстанавливать автомобиль не стали, в таком виде он и хранился в кремлевском гараже пока не пополнил коллекцию музея.
Удивленное лицо четырежды героя выражает недоумение по поводу происшедшего.
На этом я закончу обзор экспозиции, выставленной на первом этаже и перейду на второй.
21/05/2017