Я перебираюсь на западный берег в город Томари (японская топонимика частично сохранилась).
На въезде в город тоже остались ворота Тории.
А также стела "Сэнсо кинэнхи".
Рядом заброшенный завод, построенный японцами.
Дорога вдоль западного побережья очень живописная. Параллельно ей проходит узкоколейка, периодически ныряющая в туннели. Машин мало, автостоп медленный.
По пути в Холмск можно заехать на мыс Слепиковского, где стоит японский маяк.
Дорога до маяка проходит через заброшенный японский аэродром.
Дальше дорога утопает в песках и полях шиповника. Проезжала машина. Паренек очень удивился и порадовался тому, что я приехал на Сахалин с другого конца России. Он оказался моряком и так охарактеризовал посещение Японии: "Вот они молодцы: хорошие, вежливые люди. Не то, что у нас быдло сраное."
А вот и японский маяк 1934-го года постройки на берегу безлюдного пляжа. Памятуя о злых собаках у маяка на мысе Жонкиер, я решил близко не подходить.
Вот и все что осталось на Сахалине от японцев. Это конечно не считая нескольких маяков, раскиданных по острову, узкоколейки из Холмска в Южно-Сахалинск (об этом ниже) и пары полуразрушенных бункеров где-то на 50-й параллели. Скудно, но есть что посмотреть.
Мне кажется, что если бы Сахалин до сих пор был разделен на две части, на японской стороне было бы чисто, опрятно и стояли небоскребы. А на русской было бы также как сейчас (либо еще хуже).
Портовый город Холмск очень мил, красив и многоярусен. Его бы привести в порядок, да подрихтовать и вообще было бы замечательно:
На верхнем ярусе есть даже японское кладбище
Невельск. Небольшой, вытянутый вдоль побережья городок.
25/12/2016