Страницы: 1 2
Ещё одно из важнейших с точки зрения архитектуры зданий города - Преображенский католический храм 1911-го года. В советские годы использовался как телерадиостудия, с 1982-го - органный зал. После перестройки католикам разрешили проводить здесь службы, а в настоящее время ведутся поиски места для переезда органного зала дабы окончательно вернуть костёл католической общине.
Архитектором храма выступил польский католик белорусского происхождения Владимир Соколовский. С его именем связано несколько десятков самых известных и красивых зданий Красноярска (в частности - здания на фото 14, 15, 17, 18) и еще сотня в Красноярском крае и окрестностях. Уже третий раз за год на примере городской архитектуры в русской провинции убеждаюсь, как много зависит от одного человека, его воли, талантов и умений. Аналогично, половину лучших зданий Кирова-Вятки спроектировал И.А. Чарушин, а в Сортавала и Выборге - Уно Ульберг.
Старейшее каменное здание Красноярска - Покровская церковь, открытая в 1795-м. Считается значимым представителем сибирского барокко - школы русского барокко, выделяемой на территории Сибири. В советские годы закрывалась с 1935-го по 1945-й и с 1962-го по 1989-й:
Рядом с храмом - памятник легендарному русскому живописцу Сурикову. Суриков родился в Красноярске в семье донских казаков, перебравшихся в Сибирь. Является прадедом Никиты Михалкова. Памятник и храм расположены на пересечении проспекта Мира и улицы Сурикова:
Вторая из важнейших церквей Красноярска - Благовещенская, едва моложе Покровской (постройка - 1804-1812):
Памятников и скульптур в Красноярске превеликое множество, самых разных - от серьёзных советских военных до современных дурашливых. И в центре, и на окраинах. Некоторые уже были выше, многие ещё будут в других постах. Сейчас - ещё несколько.
Памятник фотографу около фотосалона. Видимо, в Красноярске даже частники включились в марафон по облагораживанию города и вносят свою лепту:
Рельеф в Красноярске потрясающий. Город расположен в котловине между отрогами Саян, по обоим берегам Енисея. Расстояние между двумя хребтами, промеж которых зажат Красноярск, сравнительно небольшое. Их видно как правило по обе стороны, если здания не закрывают. А почти ровно посередине течёт Енисей. Т.е. город вытянут вдоль реки и относительно узок. Мелькание гор в разрывах между домами, в довершение к красоте самого города, просто сводит с ума. Красноярск - один из живописнейших городов страны, где прелести природы объединились с красотой, созданной руками человека.
Скульптурная композиция "Адам и Ева". Они сидят на очередном фонтане с яблоком в руках. В народе их почему-то кличут "Валентин и Валентина":
Благодаря рельефу, в городе чрезвычайно много мест, откуда открываются всевозможные виды. Их набралось столько, что вместе с рассказом про заповедник Столбы они займут весь следующий пост про Красноярск.
Памятник "детям войны", установленный к 60-летию Победы. За ним в военные годы размещался госпиталь. Памятник неслучайно имеет несколько отсылок к блокадному Ленинграду: кусок хлеба в руке девочки - суточный паёк в блокадном Ленинграде, бидон в руке мальчика, в каких носили воду из Невы, фрагмент ограды за спинами детей - решётка Ленинградского летнего сада. В годы войны в Красноярск было вывезено более 3000 человек из осаждённого города на Неве.
Ещё один "частный" памятник - "дядя Яша и стажёр", установленный в 2003-м около здания местного водоканала. Прототипом сантехника стал реальный работник организации, проработавший в ней 30 лет.
Недалеко от площади Революции, на высоком берегу Енисея, расположился комплекс Духовной семинарии, построенный на рубеже XIX-XX-х веков. Состояние слегка облезлое, но сами здания очень интересны - нехарактерные, на мой взгляд, для Красноярска, а уж тем более - для его центра. В объектив попал учебно-жилой комплекс:
Краеведческий музей в стиле египетского храма можно принять за амбициозный новодел, но на самом деле яркое здание на берегу Енисея построено в 1928-м. Смотрится здесь удивительно неплохо:
Здание красноярского речного вокзала, построенного в 1952-м при участии московских архитекторов: отдалённая схожесть с московским Северным собратом неслучайна. Правда сегодня красноярский речной вокзал выглядит куда лучше московского - часть здания уже приведена в порядок, часть продолжает реконструироваться. Московский же по сей день в состоянии рухляди, обёрнутой заградительными лентами, дабы на гуляющих по набережной не свалились куски штукатурки. "Решения" о его реконструкции принимаются едва ли не каждый год... Енисей для Красноярского края - это полноценная транспортная артерия. Ввиду отсутствия дорог в большей части региона, судоходство является единственным способом снабжения и сообщения с внешним миром для по-прежнему существующих в сибирской тайге сёл и деревень. Интересно, насколько оно интенсивно здесь? Слышал только о двух старых круизных теплоходах, используемых в том числе и местными как способ передвижения в тёплое время года.
Ещё одно важное место в Красноярске - стрелка рек Качи и Енисея. Это место считается историческим центром города - здесь был основан красноярский острог. Хотя вся историческая застройка находится слегка в стороне, ближе к Коммунальному мосту, а здесь остались в основном мелкие двухэтажные особняки уровня уездного города. Место, тем не менее, интересно своим современным ансамблем - это для начала филармония (светлая, слева) и музейный комплекс (тёмный, справа):
Памятник Виктору Астафьеву, знаменитому писателю родом из села Овсянка близ Красноярска. Фасад музейного комплекса, что за его спиной, за три года почему-то сильно обветшал и облез. Сам музейный комплекс, построенный в советские годы как филиал музея Ленина, после перестройки стал крупнейшей в Сибири площадкой современного искусства:
Пространство вокруг музея насыщено объектами этого самого современного искусства в большом количестве. Они несколько оттягивают на себя внимание, и вместо точки основания города стрелка представляет собой скорее место для тусовки продвинутой молодёжи:
Для знакомства с современным искусством в музей можно и не ходить - экспонатов вокруг здания и так хватает с лихвой, я привожу далеко не все. Памятуя о походе в парижский центр Помпиду, ограничился осмотром прилегающей территории:
На вечном приколе у стрелки стоит пароход "Святитель Николай". Построен в 1886-м в Тюмени. Эксплуатировался как грузопассажирский на маршруте "Енисейск - Красноярск - Минусинск". В своё время был самым быстроходным на Енисее. С разницей в 6 лет на нём ездили Николай II и Ленин. Благодаря последнему в советские годы на нём был организован музей. В этой роли корабль выступает и по сей день.
В 2006-м на стрелке открыта скульптура "Лошадь белая", посвящённая русским первопроходцам в Сибири. По легенде, именно в этом месте на берег высадились казаки. Воевода, оставив лошадь отдыхать на берегу, отправился осматривать место для будущего города. Именно это и символизирует скульптура. Честно говоря, легенда о том, что воевода пешком и без оружия пошёл гулять по незнакомой местности, на которой вполне могли находиться недружелюбные аборигены, выглядит малоправдоподобной.
28-этажная стеклянная башня КатэкНИИуголь на заднем плане - здание ещё советских времён, долго бывшее легендарным недостроем и объектом интереса местных подростков. Строить её начали ещё в 80-е. В 2000-е она стала частным владением. Лишь в последнее десятилетие её обшили под хай-тек и в скором времени собираются открыть в ней офисы. На удивление, на советской основе вышло одно из лучших провинциальных хай-тековых зданий, неплохо вписавшееся в среду:
Здорово облагороженная Качинская набережная, как Вы могли догадаться, не имеет отношения к польским политикам, а названа в честь речки Качи. Несмотря на свой аккуратный вид, река и набережная находятся на периферии центра, фактически являясь его границей:
Как правило вокзалы в российских городах всегда красивы и представляют собой определённый интерес, но красноярский - настоящий дворец, являющий собой вполне самостоятельную достопримечательность.
Перед вокзалом - колонна с фигурой льва, изображённого на гербе города. Честно говоря, выбор для герба этого животного, нетипичного для центральной Сибири, мне не понятен. В быту, всё одно, медведи в качестве символа города попадаются гораздо чаще.
Первый каменный вокзал здесь построили в 1895-м. Уже тогда он был одним из наиболее крупных и продвинутых. В 1961-м в связи с возросшим потоком было построено новое, вроде бы типовое, здание с большей вместимостью и пропускной способностью. Нынешний же вокзал - результат глубокой реинкарнации советского варианта в 2004-м году:
Паровоз-памятник рядом с вокзалом:
После написания поста у меня нет ощущения, что мне удалось выразить всё, что хотелось, и так, как хотелось. Красноярск оказался очень глубоким, красивым и что немаловажно удобным для изучения городом. Впрочем, Америку я не открыл. Такая слава об этом городе идёт уже десяток лет, и, судя по отчётам в сети, посещаемость путешественниками Красноярска выше, чем у многих гораздо более близких и небезызвестных городов.
09/12/2016
Страницы: 1 2