Страницы: 1 2
Серебристая "Тойота Камри" предыдущего поколения с заметным превышением неслась по широкому шоссе от аэропорта в сторону Красноярска. Сибирский таксист небрежно одной рукой держал руль несущейся по свежей пороше машины, попутно распрашивая про погоду в Москве. За окном медленно, с достоинством падали свежие, пушистые, белые снежинки. Температура уже опустилась ниже десяти, что не позволяло снегу превратиться в мокрую грязную кашу как в Москве. Всё вокруг было каким-то масштабным, величественным. Посреди бескрайних сибирских просторов и выплывающих из-за поворота холмов и сопок скорость в 150 км/ч не казалась какой-то особенно большой. Здесь всё большое, раздольное и широкое - природа, улицы, души, реки, сопки, характеры... Так начиналось моё знакомство с Сибирью. Конечно, современный, красивый, чистый и уютный мегаполис Красноярск не даст представления об этом грандиозном регионе, он скорее должен разительно отличаться от реальной сибирской жизни. Но тем не менее, уже здесь ощущаешь причастие к чему-то великому.
Мой восторженный рассказ про Красноярск будет в уже полюбившемся мне по Кирову и Краснодару формате - пять постов по сорок фото. В первой части - самое яркое и интересное в центре города, что заставило меня полюбить его до дрожи. Но, безусловно, не всё.
Одна из центральных площадей Красноярска - Театральная (ранее - Лесная, 350-летия Красноярска). Она расположена на левом берегу Енисея у начала Коммунального моста (того самого, с 10-рублёвой купюры). Несмотря на наличие в черте города уже четырёх мостов, Коммунальный, в силу своей расположенности в самом центре, по-прежнему перегружен. Значительная часть красноярцев, проживающих на правом берегу, ежедневно пересекают Енисей по Коммунальному мосту утром в центр (на левый берег), а вечером - обратно. Из-за этого в вечернее время все прилегающие к Театральной площади улицы наглухо стоят в сторону моста. Зачастую быстрее дойти до Театральной площади пешком и уже здесь, непосредственно перед мостом, сесть на нужный автобус, благо что тут делают остановку все маршруты, двигающиеся на правый берег, а таковых очень много. В результате в будние дни Театральная площадь превращается в этакий импровизированный автовокзал, на выходных же тут разворачивается ярмарка. Словом, движуха здесь всегда очень мощная.
На заднем плане - театр оперы и балета, возведённый в конце 70-х, перед ним - фигура Аполлона на тринадцатиметровой колонне (2006), перед которым, слегка закрытый ларьками, - цветомузыкальный фонтан, в полной мере оценить который можно только летом:
Ярмарка выходного дня на Театральной площади весьма интересна - здесь торгуют всевозможными товарами, большинство из которых могут быть непривычны и интересны жителю центральной России - всякие домашние варенья-соленья из местных овощей и ягод, местная рыба, конечно же кедровые орехи, оленина, местные изделия из меха и шерсти, присутствуют торговые точки представителей Эвенкии и Таймыра, входящих в состав Красноярского края. Большинства из этих товаров я больше нигде в Красноярске в продаже не видел. Думаю, такое изобилие на площади перед центральной гостиницей неспроста. Красноярск сосредоточил в себе множество промышленных мощностей и офисов компаний, управляющих жизнью и производством на территории примерно в 4,5 Франции или 3/4 всего Евросоюза. Поэтому в городе постоянно находится множество командировочных не самого низкого ранга, цены в гостиницах ломовые, но при этом нормальных свободных мест нет уже как правило за неделю.
Справа от драмтеатра - гостиница "Красноярск", построенная с ним в едином комплексе в 70-е, и всё та же статуя Аполлона. Аполлон здесь выступает как покровитель искусства и культуры (слегка попахивает Йошкар-Олой с её памятниками Медичи Великолепному и Грейс Келли):
Спуск к набережной Енисея от Театральной площади оформлен в виде ещё одного цветомузыкального фонтана "Реки Сибири". В центре - могучий Енисей с бородой, по бокам - нимфы, символизирующие другие реки, впадающие в Енисей - Ангара, Тунгуска, Хатанга и др. Хочется сравнить с похожей по смыслу скульптурой в Ростове-на-Дону "Дон-батюшка". Тот представлен каким-то цыганом-разбойником с кучей цепей, украшений, бирюлек и цацок и почему-то державой в руке. Енисей в Красноярске выполнен всё же с каким-то достоинством.
Надо сказать, что моему восторженному впечатлению о Красноярске немало способствовала погода. Из Москвы я улетал в нулевую температуру с моросящим мелким дождём и низкими серыми облаками. В Красноярске же меня встретил свежий сухой мороз, который однако переносился гораздо легче московского, чистый белый снег и частенько вылезающее из-за облаков солнце.
Всё тот же фонтан, верхняя часть:
Лично моё мнение - Красноярск город зимний. Для себя решил - есть города летние (Ульяновск, Москва), которым зима вообще не идёт, есть весенние (Рязань). А вот Красноярску, несмотря на обилие фонтанов и легендарные красноярские пальмы на улицах, больше всего к лицу снег и холод. Именно белый снег и сухой сибирский морозец придают ему того очарования, которое заставляло мои уже онемевшие и бастующие ноги волочиться дальше, дабы пройти хотя бы ещё один квартал. Во время второго моего приезда снега ещё не было, город предстал хоть и красивым, но уже не столь обворожительным.Спустившись вдоль фонтана "реки Сибири" к набережной, сразу оказываемся у памятника Чехову. Антон Павлович останавливался в городе на Енисее в 1890-м по дороге на Сахалин. Пробыв здесь один день, он остался о Красноярске хорошего мнения и позднее написал об этом. Хвалебные строки Чехова о городе приведены на монументе:
Ещё одна из главных площадей - Революции. Номинально - главная, на ней расположено краевое правительство. Его мрачное здание видно на фото, за часами. Но на деле какого-то движения и энергетики, которые присущи главным площадям городов, здесь нет - большое пустое пространство с памятником Ленину и вот этими монументальными часами. Здесь просто нет ничего, что делает место действительно центральным. Вероятно, тут проводят митинги и демонстрации.
Часы на площади открыты в 1970-м году и называются "380 лет истории города Красноярска". На циферблате помимо цифр - памятные даты из истории города. Каждый час голос диктора в часах рассказывает подробности об этих событиях. Похожие внешне часы, только меньшие в размерах, встречаются по всему городу.
Количество всевозможных городских деталей в Красноярске просто огромное - скульптуры и памятники встречаются повсеместно, кругом множество фонтанов, декоративных посадок, малых архитектурных форм и инсталляций. Всё сделано с умом, чувством меры и вкуса. Благодаря всему этому город невероятно уютен и насыщен приятными декоративными мелочами. Возвращаясь к неожиданному сравнению с Ростовом-на-Дону - там тоже море подобного декора, но сделано и установлено всё весьма бестолково, из-за чего такого уюта и ощущения обжитости не появляется.
Главная в архитектурном плане улица города - проспект Мира. Здесь очень высокая концентрация шикарных, вычурных особняков и зданий прошлых веков, подавляющее большинство из которых - в отличном состоянии:
На проспекте Мира и ещё на нескольких центральных улицах и площадях из динамиков прямо на улице льётся негромкая приятная музыка, что-то из джаза или блюза. Такую "фишку" в российских городах встречал ещё в Краснодаре и Таганроге. Всё это вместе - музыка, чистота, обилие красивых памятников и скульптур, декор и украшательство с хорошим вкусом, свежий ноябрьский снег - создало ощущение какой-то сказки, эйфории. Описать впечатления от центра Красноярска иначе как "восторг" просто не получается. Да и нецентральные части города тоже весьма неплохи.
Вид на шикарный фасад доходного дома Либмана XIX-го века:
В Красноярске на своей шкуре проверил легенду о том, что сухой сибирский мороз переносится легче, нежели влажный среднерусский. Да, действительно, гуляя по городу три часа кряду при температуре около минус 15, чувствовал только бодрящий холодок. Но зато, зайдя в помещение, по сильному покалыванию в конечностях я понял, что знатно замёрз и не заметил этого. При подъёме на сопки, впрочем, мягкость мороза исчезает - на высоте он пронизывает до костей. Да и если столбик термометра опустится ниже 25, думаю, тут уже никакая влажность не спасёт.
Напротив дома с прошлого кадра - здание женской гимназии, в котором ныне располагается факультет педагогического университета:
Один из наиболее заметных памятников Красноярска - советскому художнику Андрею Поздееву. За пределами Красноярского края он широкой публике не сильно известен. Кто-то придумал очередную легенду про удачу, которую приносит потирание носа у памятника, в результате чего он натёрт лучше, чем у известной собаки на "площади Революции":
Абсолютно ни на что не претендующая, но очень милая скульптура двух кошек на стене педагогического университета. Чтобы их увидеть, придётся задрать голову - кошки расположились где-то на уровне 2-го этажа. Именно такие мелочи создают уют в городе:
Красноярск - отличный пример города не просто вылизанного, вычищенного, покрашенного и благоустроенного "для галочки", а города, в который вложили душу и чувства. Здесь отлично сочетается русская архитектура и образ жизни с западной чистотой и аккуратностью. И нет никаких преград в виде какого-то не такого менталитета жителей, мешающего жить нормально. Деньги плюс желание плюс чувство прекрасного - и наши города тоже могут смотреться отлично. Ещё примеры подобных крупных городов - Белгород, Саранск, Краснодар и к моей огромной радости примкнувшая к ним за последние пять лет Москва.
Общественный книжный шкаф - признак "продвинутости" города:
Скажу честно - после моего первого посещения Красноярск стал для меня любимым городом в стране, если оставить за скобками Москву и Питер. За прошедшие пару лет я, конечно, объездил много новых мест и понятие какого-то "любимого города" размылось на десяток городов, но Красноярск всё равно запомнился.
Перспектива проспекта Мира:
Отдельно надо сказать и о людях. Они несильно, но всё же отличаются. Как по мне, здесь сильнее, резче проявляются черты характера, как персональные, так и групповые (например национальные). Словно на картинку личности наводят резкость. Никаких смягчений и сглаженных углов. Хотя я запросто могу ошибаться, с людьми я здесь общался не так много.
Главный дом усадьбы купца Гадалова, 1913:
Что касается молодёжи - дух большого, стильного и богатого города делает своё дело. Основная масса стремительно хипстеризируется. Ребята одеты очень современно, по последним трендам; кругом множество модных кафе, где они пьют кофе и постят что-нибудь в инстаграм. Маргинальной молодёжи немного. Вернее сказать, я её вообще не видел, но где-то всё-таки она тут быть должна.
Обескураживает своей деревянной красотой дом купца Цукерман, внутри которого сейчас расположен литературный музей:
Что удивило - даже на окраинах, когда я пытался сфотографировать какую-нибудь совсем не туристическую ерунду типа вывески или советского здания, люди пригибались, чтобы не мешать съёмке. Где-нибудь в окрестностях Питера в кадр бы обязательно попала чья-нибудь недовольная фотосъёмкой физиономия, а под Краснодаром задали бы вопрос "А что это Вы тут фотографируете?". А здесь совсем наоборот.
Даже в стороне от основной части исторического центра продолжают попадаться шикарные дома. Здание женской прогимназии конца XIX-го века:
Комплекс усадьбы Гадаловой 1909-го, использовавшийся для торжественных приёмов. Сегодня в нём - один из отделов художественного музея.
Дом Зельмановича 1911-го. Изначально первый этаж использовался как магазин и кондитерская, верхний - жилой. Стандартная компоновка купеческого дома. Только столь шикарны они бывали разве что в двух столицах и в единичных экземплярах - ещё в нескольких городах. В среднерусских губернских городах такие дома как правило были попроще.
С 1925-го - музыкальное училище, позднее и до сегодняшнего дня - детская музыкальная школа. В музыкальной жизни Красноярска дом сыграл довольно весомую роль - его зал долгие годы был единственным в городе, обустроенным для проведения концертов камерной музыки.
На небольшом участке улицы Горького около площади Революции каким-то чудом сохранилось несколько старых деревянных красноярских домов. Причём идут они подряд, один за другим, благодаря чему получается целый квартал деревянных фасадов. Вот например флигель усадьбы Телегиных, построенный в 1910-е годы. Меня в этих домах поразили окна высотой в человеческий рост. Вот она, сибирская широта характера! Ещё любопытная деталь - запоры на ставнях.
09/12/2016
Страницы: 1 2