В сегодняшнем посте я хочу затронуть тему музейных подземелий Европы и рассказать об одном из самых ярких объектов, доступных для посещения туристам. Форт Фермонт является представителем семейства gros ouvgage - самых крупных сооружений французской оборонительной линии. Эти впечатляющие подземные сооружения, залегающие на глубине 30 метров являются крупнейшими в мире подземными объектами военного назначения, а о том, насколько впечатляющим может быть посещение подобного места, я расскажу в сегодняшнем посте.
Ouvrage Fermont, как и его собрат Ouvrage Hackenberg, предоставляет посетителям возможность прокатиться на оригинальном узкоколейном поезде подземной железной дороги, что делает его одним из самых ярких музейных объектов линии Мажино. Этот объект примечателен еще и тем, что в нем снимались эпизоды фильма "Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса".
После нескольких часов пути навигатор приводит нас на территорию объекта. Первое сооружение, встреченное нами на территории форта - входной блок для личного состава. Почти все большие форты линии Мажино имели два входных блока - для личного состава и для доставки амуниции и боеприпасов на объект.
Форт Фермонт расположен в 7 километрах от границы с Бельгией и в 10 км от Люксембурга. Построен он был в период с 1931 по 1935 годы. По изначальным планам сооружение должно было иметь 11 боевых блоков, но в связи с нехваткой средств, были построены только 7 боевых блоков и два входных. Боевое крещение форт прошел в мае 1940-го года, когда вступил в огневой контакт с войсками Вермахта. Немцы обстреливали 4-й блок 88-мм пушками в течении нескольких часов с трехкилометрового расстояния, но не нанесли ему существенных повреждений, что будет видно на снимках ниже. Спустя несколько дней 21 июня 1940 года немцы усиливают атаку на форт, обстреливая его тремя 210-мм орудиями Krupp модели 1918 и двумя 305-мм мортирами Skoda а также 88-мм пушками и пикирующими бомбардировщиками. При штурме форта немцы потеряли 80 человек убитыми, гарнизон форта же потерял лишь одного солдата. Florian Piton был убит во время попадания противотанкового снаряда в наблюдательный бронеколпак входного блока для солдат, в котором он в тот момент находился.
В память о погибшем возле входного блока установлена информационная табличка. Похоронен солдат Piton был в главной потерне форта. Его могилу я покажу ниже.
Бронеколпаки входного блока и по сей день хранят свидетельства того боя.
На следующий день Франция капитулирует а 25 июня 1940 года всем гарнизонам линии Мажино поступает приказ оставить объекты и передать их немцам. Форт Фермонт прекращает сопротивление и переходит в руки немцев 27 июня, гарнизон попадает в плен. В начале 1941 года немцы сняли тут пропагандистский фильм, в котором воспроизвели атаки на блоки 1 и 4 в июне 1940-го. Во время освобождения Лотарингии американцами в 1944 году боевые действия обошли форт стороной. Жилой сектор форта использовали американцы для отдыха и лечения своих солдат.
Входной блок для личного состава имеет стандартную конструкцию, которую я уже не раз показывал в своих предыдущих постах, посвященных объектам линии Мажино.
Диамантовый ров затоплен, внизу находится дверь, которая по-видимому была аварийным выходом.
Теперь тут бассейн для лягушек.
В 1951 году форты линии Мажино подверглись реконструкции и были вновь приняты на активный баланс армии для сдерживания вероятного вторжения войск Варшавского договора. С обретением Францией ядерного оружия, объекты линии Мажино утратили свое стратегическое значение и с конца 1960-х годов постепенно расформировывались и консервировались. Форт Фермонт был заброшен в 1967 году, но уже в 1975 году был передан армией в собственность некоммерческой организации, целью которой было превращение бывшего военного объекта в музейный. В 1977 году форт Фермонт впервые открыл бронедвери для публики.
Сейчас главный вход в музейный объект осуществляется через входной портал для доставки аммуниции. На площадке перед входным порталом собраны различные образцы вооружений и фортификационных элементов.
Отдельным бонусом к экскурсии по объекту идет посещение этого зеленого ангара, о содержимом которого у меня будет отдельный пост.
Рядом с ангаром экспонируется внушительное орудие.
Как мне подсказали в комментах это немецкая 150-мм гаубица 15 cm sFH 18.
Сам же входной блок для доставки аммуниции и боеприпасов имеет стандартную конструкцию и ничем не отличается от подобных блоков других gros ouvrage.
Начнем осмотр этого величественного сооружения. К сожалению, подземная прогулка возможна лишь в составе организованной группы.
Входной коридор упирается в броневорота. Раньше сюда заезжали узкоколейные поезда, доставляющие боеприпасы и аммуницию на подземный уровень.
За первыми броневоротами следует небольшой тамбур, ограниченный броневоротами с обеих сторон. Традиционно, рядом с воротами расположена амбразура караульного каземата.
Дальше следует еще одно помещение - небольшой перегрузочный вокзал. Груз доставлялся сюда узкоколейным поездом с поверхности, после чего в этом помещении происходила перегрузка грузов с больших вагонов внешней узкоколейки на вагонетки внутрифортовой узкоколейки, которые затем спускались на грузовом лифте на подземный уровень, где транспортировались электромотовозами к складским помещениям.
Сейчас тут развешаны инфостенды, описывающие различные блоки объектов линии Мажино. Вверху на снимке показан в разрезе данный входной блок со схематически изображенными вагонами внешней железной дороги и вагонетками внутренней узкоколейки (второй справа) во время перегрузки товаров.
Груженные вагонетки заводились в специальный грузовой лифт, который вы видите на снимке. В такой лифт помещались две вагонетки.
После чего вагонетки с боеприпасами, аммуницией и продуктами спускали на нижний уровень объекта, расположенный на глубине 30 метров под землей.
Из вагонеток формировался состав, который дальше доставлялся при помощи мотовозов к складам. Мотовозы имели оригинальную конструкцию и были разработаны специально для больших фортов линии Мажино.
Сперва все грузы доставлялись на центральный склад, который на подобных объектах принято обозначать индексом М1, затем боеприпасы развозились к локальным складам каждого боевого блока, обозначаемых М2. На фото вы видите локальный склад М2 артиллерийского боевого блока 4.
Для лучшего понимания масштабов и устройства данного комплекса, приведу его план. В самом низу мы видим два входных блока, которые мы осмотрели снаружи - блок для личного состава (ЕН) и для доставки грузов (ЕМ). Через последний мы и попали на объект. В двухсот метрах от него находится центральный склад комплекса М1, рядом с которым мы садимся на поезд и направляемся по главной потерне длиной около километра в боевой сектор, состоящий из семи блоков: трех артиллерийских 1,4,5, трех пехотных 2,6,7 и одного наблюдательного 3, расположенного рядом с командным центром комплекса. Наша цель - артиллерийский блок 4.
Прибываем на поезде к четвертому блоку. На снимке подземный уровень блока. Под потолком подвешен монорельс, при помощи которого ящики с артиллерийскими снарядами перемещались с вагонеток в лифт, на котором доставлялись в боевой блок, чтобы занять свое место рядом с орудиями. За решеткой подъемный механизм лифта.
Техника 80-летней давности, которая исправно функционирует до сих пор. В те времена строили на века.
Ждем прибытия лифта.
И через несколько минут оказываемся внутри четвертого блока. Этот блок представляет собою батарею из трех 75-мм пушек, модели 1932.
Ящик с боеприпасами, преодолев долгий путь наконец-то достигает конечной цели. Из лифта к пушкам он транспортировался при помощи все того же монорельса, который мы видели на нижнем уровне.
Орудиями блока являются противотанковые 75-мм пушки, модифицированные в 1932 году специально для применения в казематированных боевых блоках линии Мажино. Дальность стрельбы этих орудий составляла 6 - 9 километров.
В своей основе эта 75-мм пушка была дальнейшим развитием 75-мм пушки модели 1905, применявшейся на французских фортах начала ХХ века. Эти пушки широко применялись на линии Мажино благодаря своим характеристикам и компактным размерам, что позволяло их легко встраивать как в казематы, так и в поворотные бронебашни.
15/09/2015