Страницы: 1
Во время моего непальского путешествия мне довелось провести неделю вдали ото всех истоптанных деревенских маршрутов: в тишине горной деревни, среди местных жителей и удивительных пейзажей. О том, как я присоединилась к волонтерскому проекту по строительству деревенской школы и на что похожа сельская жизнь в горах Непала, я и постаралась подробно рассказать в своем отчете.
Полтора часа в гору по крутому склону - расстояние тяжелое для европейца, но совершенно привычное для непальца. Пока я тащила наверх свой рюкзак и, обливаясь потом, поминутно останавливаясь и опустошая свои запасы воды, меня обгоняли дети в школьной форме, женщины с младенцами на спинах и старики в обнимку с козами.
Я шла от Бесисахара - безликого непальского городка, затерянного среди Гималаев, куда меня за четыре часа довез тряский автобус из туристической Покхары. Ну а конечной целью являлась деревня Гауншахар, возвышавшаяся над Бесисахаром далеко в горах...
Среди множества непальских деревень, рассыпанных по гималайским склонам цветными узорами, Гауншахар выделяется несколькими чертами. Во-первых, в одной из его точек, если повезет, можно словить хоть и небыстрый, но все же рабочий вай-фай. Во-вторых, у местных детей есть все шансы на приличное и бесплатное начальное образование. А в-третьих, иностранцы вроде меня, карабкающиеся мимо загонов с буйволами и жилых лачуг, не вызывают у местных жителей ни удивления, ни излишне настойчивого любопытства: зарубежные пришельцы навещают Ганшахар один за другим. Всем этим - и не только - Гауншахар обязан одному своему жителю, к которому, собственно, я и направлялась: тридцатилетнему Шамстеру Тапе. Шамстер, который уже не первый год трудится над улучшением жизни в родной деревне, привлекает на помощь волонтеров-путешественников, которые охотно готовы обменять несколько часов своего труда и скромные денежные взносы на опыт жизни в настоящей непальской деревне.
Пожить в горной тишине среди гималайских вершин, понаблюдать за традиционной, почти не меняющейся из века в век, жизнью непальских крестьян, поесть простой деревенской еды и, наконец, принять участие в добрых делах - это предложение показалось интересным и мне. На путешествие по Непалу у меня был отведен целый месяц, так что уделить несколько дней волонтерскому труду я могла без каких-либо жертв. С Шамстером я списалась через портал Workaway - сравнительно новый проект, посвященный поиску подработки и волонтерских проектов за рубежом. И, получив отклик, почти сразу же отправилась в Гауншахар из Покхары, в которой на протяжении дней 10 предавалась праздному безделью.
После утомительного подъема деревня Гауншахар встретила меня пейзажем, который, несомненно, стоил уставших ног. Горные склоны, покрытые сочной весенней зеленью и россыпью далеких деревень. Городские крыши Бесисахара далеко внизу. А вдали, на горизонте, - заснеженная громада Аннапурны, врезающаяся в небо на высоту более чем на восемь тысяч метров над уровнем моря.
Среди этих видов, достойных возведения элитного курорта с пятизвездочными отелями (происходи дело где-нибудь в Европе или в США), и течет размеренная сельская жизнь.
Жители непальских деревень слабо избалованы благами современности. Так как электричество здесь имеет свойство регулярно пропадать на долгие часы, еду в сельских домах готовят преимущественно на огне и лишь рис стараются успеть наварить в промышленных масштабах с помощью рисоварок. С городами деревни соединены разбитыми витиеватыми дорогами, проехать по которым решится не каждый смельчак. Машин в деревнях нет - лишь один-два джипа на всю округу, которые, кряхтя, спускаются в город за печеньем, соками прочей негромоздкой провизией. А один-два раза в день по дорогам курсируют дряхлые автобусы. Перегруженные сельчанами с их закупками, козами и курами, автобусы ползут по грунтовым серпантинам так медленно, что пешими тропами добраться до точки зачастую получается куда эффективнее.
Старенький автобус веселой раскаски - единственное средство общественного транспорта, соединяющее Гауншахар с внешним миром, курсирующего всего один раз в день.
Но вернемся к моей истории. Шамстер - сельский активист, с которым мне предстояло иметь дело - занимается проектами по усовершенствованию деревенской жизни уже пятый год. Несколько лет Шамстер провел в Бельгии, работая кассиром в супермаркете за сказочные для непальца деньги. Однако, как и многие крестьяне, Шамстер оказался, в первую очередь, человеком своей земли. Родная деревня и дружное сообщество неумолимо тянули его назад из развитых стран... Вернувшись, Шамстер с рвением принялся применять на родине знания и идеи, почерпнутые на Западе. Под его руководством в деревне Гауншахар появился интернет и компьютерный центр; дети научились бегло изъясняться по-английски благодаря регулярному общению с волонтерами из-за рубежа. А к моменту моего прибытия здесь близилось к завершению возведение новой школы, к облагораживанию которой предстояло и мне приложить свою руку.
Один из "корпусов" школы, построенной волонтерскими усилиями. Круглое помещение предназначено для уроков с самыми юными учениками, которые будут рассаживаться прямо на устланном коврами полу вокруг учителя.
Крохотная школа из четырех помещений и двух пристроек, рассчитанная на три-четыре десятка учеников, предназначена для детей, чьи родители не в состоянии оплачивать взносы за учебу в обычной государственной школе. Да, как это ни печально, в Непале в государственных школах за учебу принято платить. И путь речь идет о совсем небольших суммах (7-10 долларов в месяц) - многие крестьянские семьи, живущие, большей частью, на одном натуральном хозяйстве, не могут позволить себе и такую роскошь.
Сельская девочка.
Новая школа откроется на полностью бесплатной основе. Зарплату учителям будут выплачивать из волонтерских взносов, пожертвований от зажиточных семей Гауншахара и предполагаемых спонсоров из-за рубежа.Школе Шамстер планирует придать национальный колорит, который проявит себя и в круглых домиках-классах, и в пестрой школьной форме, и в ожидаемой направленности уроков.
Вот такая необычная школьная форма в национальном стиле.
Волонтеры в доме у Шамстера бывают всегда. На время моего пребывания в Гауншахаре компанию мне составил бельгиец Томми (учитель музыки, режиссер-документалист и актер в одном флаконе), француженка Элуди и американец с романтическим именем Тристан, сносно говоривший по-непальски и игравший на мандолине на радость окрестным ребятишкам.
Размещались мы в одном доме с Шамстером, его женой и двумя детьми. Пребывание в этих скромных пенатах обходилось нам не бесплатно: за жилье и еду мы отдавали по 600 рупий (около 6 долларов) в день. Куда шли эти деньги, вопросов не возникало. Благодаря взносам покупались строительные материалы, нанимались профессиональные рабочие из окрестных деревень, оплачивались мероприятия для детей... Сам Шамстер и его семья жили слишком неприхотливо, чтобы их можно было хоть как-то упрекнуть в коммерции.
Дел для волонтеров к моменту моего приезда оставалось немного: строительные работы были уже завершены, и нам предстояло лишь расставлять по классам немногочисленную мебель, разравнивать землю под игровую площадку, устилать полы коврами и выполнять другие нехитрые действия по облагораживанию будущей учебной территории. На неспешный труд нам было отведено четыре часа в день - с девяти утра до часу дня.
За работой - разравниваем площадку перед школой.
Кормили нас сытно, вкусно и просто. Неизменным блюдом изо дня в день был "дал бат" - король непальской национальной кухни, представляющий собой щедрую порцию риса, чечевицы со специями и всевозможных овощных карри.
На этой скромной низкобелковой диете, которая разбавляется лишь лепешками и яичницами по утрам, и живет большинство непальцев. Рис и чечевица в больших количествах - весьма надежный и легкоусвояемый источник энергии, который, согласно утверждениям местных, и помогает горцам бегать по горам вверх-вниз с перегруженными корзинами на спинах. Однако, увы, нехватка белка не может не сказываться на их фигурах: в отличие от западных горцев, знаменитых мощными плечами и высоким ростом, непальцы в большинстве своем - народ приземистый.
Полных людей в горах Непала повстречать трудно: слишком много движения для приобретения лишнего веса. Однако худоба здесь не в почете - во всяком случае, среди старшего поколения. И неотъемлемой женских нарядов являются платки, толстыми слоями намотанные вокруг талии: так либо подчеркивается существующий животик, либо создается иллюзия его наличия.
В один из дней нам предстояло примерить на себя роль иностранной делегации в соседнюю деревню, находившуюся в трех часах ходьбы от Гауншахара. То было еще одно поселение, к облагораживанию которого Шамстер приложил свою руку.
Здесь также была возведена школа подготовительных классов - совсем простая, конструкция которой представляла собой несколько шалашей из шифера на бамбуковом каркасе. Но для жителей деревни и такая школа - радость: сейчас для получения базовых знаний дети шести-восьми лет вынуждены больше часа шагать до ближайшей школы для учеников начального возраста.
Один из "корпусов" новой школы.
Преподавать в школе будут лишь три учительницы - уроженки деревни. Кроме того, Шамстер планирует в будущем привлекать сюда волонтеров, которые будут заниматься с детьми творчеством и практикой английского языка.
Собственно, именно для того, чтобы жители деревни поверили в существование благородных иностранцев, готовых забраться в непальскую глушь, мы и проделали многокилометровый путь по горам.
Сельские виды.
Пожалуй, никто из нас еще не чувствовал себя настолько важной персоной, как там, в деревне, не избалованной гостями из-за рубежа. Учительницы из строящейся школы с гордостью водили нас от одного сельского дома к другому, откуда поглазеть на нас вываливались матери с младенцами на спинах, старики и дети.
"Это - иностранцы!" - с важностью представляли нас наши "гиды". "Они будут приезжать в нашу новую школу и учить наших детей!". А сельчане качали головами: "Нет у нас денег на новую школу"...
Как бы то ни было, восторг, который мы вызвали у местной детворы, стоил уставших от дороги ног. Дети следовали за нами вереницей, которая от дома к дому становилась все длиннее. А так как изучению английского языка в непальских школах уделают много внимания, общение с ними не доставляло особого труда.
Американец Тристан разучивает с сельскими детьми народную песню.
***
Жизнь в деревне протекала удивительно просто и неспешно, с подъемами на рассвете и отбоем в восемь-девять часов вечера, вскоре после ужина. Физический труд в первой половине дня и медитативное любование горами во второй - таково было наше нехитрое расписание.
Отдых в перерыве между работой.
Жители Гауншахара, привыкшие к волонтерам, не изнуряли нас излишним любопытством - разве что маленькие дети иногда действовали на нервы, навязчиво требуя шоколад или печенье. Так что мы могли спокойно и подолгу бродить по горным склонам вверх и вниз среди домов, наблюдая за течением сельской жизни.
Общаясь с сельчанами, я без труда понимала, почему именно Шамстер в свое время отказался от перспектив европейской жизни, вернувшись обратно в непальскую бедность и нелегкий крестьянский быт. Слишком уж резко должны были контрастировать реалии запада с покоем, красотой и чувством сплоченного сообщества, царившего в горной деревне.
***
Я покинула Гауншахар 7 апреля, направившись сперва в шумный и пыльный Катманду, а оттуда - в Москву (которая после непальской столицы кажется не такой уж и суетной). Спустя чуть более, чем через две недели, по Непалу ударило сокрушительное землетрясение. Гауншахар не пострадал. Его жителям повезло куда больше, чем тысячам других непальских сельчан, чьи кровы засыпало камнями и чьи дороги полностью отрезало от внешнего мира. Должно, теперь поток волонтеров в эти красивые края иссякнет. Те самоотверженные путешественники, что еще не покинули Непал, отдают свои силы на более срочные проекты: на восстановление разрушенных зданий, на сбор гуманитарной помощи и на медицинскую помощь сотням пострадавших.
Волонтерский проект в Гауншахаре, в котором участвовала я, не был ни труден, ни жизненно необходим. Волонтеры прибывали в Гауншахар, в первую очередь, для себя: когда ты индефицируешь себя как заядлого путешественника и искателя приключений, трудно отказаться от такой опции, как жизнь в горной глуши среди национального колорита.
И, если бы Непал не нуждался бы сейчас в другой помощи, я бы многим посоветовала бы попробовать такую жизнь - с ранними подъемами, с горными видами и с нетрудным, но, в общем-то, вполне благородным трудом.
Maybe sometimes later.
04/06/2015
Страницы: 1