Страницы: 1 2
Последний день моего фотопутешествия по затаённым уголкам Непала, перед самым вылетом в Бутан, я решил провести в священном храме индуизма - Пашупатинатхе. Я уже был здесь до этого, когда снимал садху, но сейчас меня интересовало совсем другое. В Пашупатинатхе ежедневно проходят "проводы в мир иной", только в индуизме в этом нет столько трагизма, сколько в христианстве, ведь умерший, вновь вернётся в этот бренный мир, в виде "прораба, министра или баобаба", как пел Владимир Семёнович Высоцкий.
Рано или поздно жизнь земного существа заканчивается и оставляет после себя лишь пепел. Катманду, храм Пашапутинакх - одно из самых значимых мест в Непале. В этот храм можно попасть с разных сторон, комплекс довольно большой, но главное место здесь - священная река Багмати, впадающая в реку Ганг.
По пути к реке на старых развалинах беснуются макаки. Пашупатинатх посвящён богу Шиве и это один из самых значимых храмов Шивы в мире.
На берегах священной реки находят своё последнее пристанище, превращаясь в пепел, жители Непала, закончившие одну из своих жизней на этой Земле. Погребальные процессии, если это можно так назвать, проходят здесь постоянно. Каменные постаменты, на которых проходит этот обряд называются гхаты - они имеют очень большое значение для верующих индуистов. В конце апреля в Непале жара, Багмати почти пересохла и по её руслу мирно прогуливаются священные в индуизме животные.
Солнце палит нещадно и вдоль реки стоит очень едкий и неприятный запах "шашлыка из человечины".
Погребальные процессии, как и всё в нашей жизни, "коммерциализорованны". Если у нас умерший человек был богатым бизнесменом, ну или ПолуБогом - чиновником, преуспевающий годами в "освоении" бюджета, то ему принято ставить большую чёрную глыбу с портретом и большой территорией, а в индуизме людей богатых отправляют в последний путь на более украшенном гхате. В начале моего 5-и часового пребывания в храме погребальных процессий было две.
Эта одна из них - хоронили богатого человека. Здесь гхат украшен "богатыми" оранжевыми гирляндами. Оранжевый цвет в индуизме символизирует огонь и чистоту религиозного аскетизма.
Это приготовленное для сожжения ложе, пока тело там не лежит, сначала идёт прощание, родственники подходят и говорят напутственные слова и пожелания хорошей следующей реинкарнации, уходит ведь не душа человека, а лишь его земная оболочка.
Скрюченная бабушка, ходит по дну высохшей в апреле священной реки. Кто знает сколько ещё ей отмерено жить в этом мире, может быть уже совсем скоро она найдет свое последнее пристанище на этих берегах, а может переживёт и меня, наверное, то, что мы не можем предвидеть будущее и придаёт нашей жизни тот самый насыщенный вкус. Правы те, кто говорят, что каждый день нужно проживать на все 100, так, как если бы он был последний).
В каких-то местах священная река лишь маленький высохший ручеёк, а на заднем плане храм Пашупати - место, куда представителям иных религий, кроме индуизма, вход заказан.
Вторая погребальная процессия, умерла пожилая женщина. Она явно более бедная, чем тот человек и количество родственников существенно меньше. Перед обрядом сожжения тело кладётся на специальный постамент и родственники усопшей совершают её омовение в священных водах Багмати. Этот постамент красят красной краской, а красный цвет в индуизме символизирует энергию и созидательную силу, вероятно это делается с целью, чтобы у человека "ТАМ, всё хорошо было".
Родственники по очереди подходят и омывают тело священной водой из реки.
В Катманду ритуал сжигания трупов - это одновременно и место оплакивания усопших для родственников и "этно-экскурсия" для множества туристов. Почти с каждому туристу тут "пристраивается" местный "гид", который с удовольствием рассказывает все что знает о погребальных процессиях. Для него это лишь обычное место работы, на которую он ходит изо дня в день, ну как мы в офис.)
Во время омовения тело всегда расположено ногами к священной реке Багмати. Считается, что коснуться ногой священной реки должно лишь уже мёртвое тело, а встретить свою смерть вот на этом ложе - высшее блаженство в индуизме.
Это особенный гхат и находится он чуть поодаль. На нем сжигают известных людей, в том числе здесь кремировали непальского короля Бирендру и восьмерых членов его семьи после загадочного убийства в Катманду 1 июня 2001 года.
Вокруг сжигают мёртвых людей, но "жизнь продолжается" и этот мальчик с помощью магнита собирает со дна реки монетки, которые кидают туристы видимо в надежде вернуться в это "прекрасное место". Дети здесь забирают из реки всё, вещи умерших и даже их одежду. Многие родственники усопших бросают их вещи в почти омелевший ручей, а дети собирают и заново используют, все очень прагматично, "колесо сансары".
Непальцы никуда не торопятся, так как они "поняли жизнь" и после омовения тело может ещё запросто полчасика пролежать на берегу реки. Именно с омовения в священной реке и начинается "последний путь" индуиста, но увы, омовение богатого человека, я застать не успел, так как в храм приехал не самым ранним утром.
После мужчины поднимают тело, кладут его на металлические носилки и несут к месту кремации.
Тело донесли, родственники собрались рядом, а на заднем плане за решёткой столпились люди. Они ожидают своей очереди на кремацию, когда придёт время их родственнику лежать на "смертном одре".
Человек в белом, стоящий спиной, это и есть "палач", его также можно называть "сжигателем трупов" или "экзекьютором", суть не изменится. Это специально обученный человек, для которого сжигание трупов - является ежедневной рутинной работой, в самом деле, что здесь такого, есть профессия бухгалтер, а есть - сжигатель трупов. Они всегда одеты во всё белое, потому как именно белый в индуизме является цветом траура.
Богатого человека уже положили на гхат и родственники перед началом сожжения - "прощаются с усопшим". По традиции они должны три или раза обойти ложе обязательно по часовой стрелке.
И в другой "процессии" мужчины - родственники бережно положили усопшее тело на гатх. Теперь всё готово к началу....
"Палач" принимает от родственников дары и укладывает их к телу. В его обязанности входит "максимально быстро и аккуратно" сжечь труп, чтобы потом гхат был готов к следующей погребальной процессии. Палачи, из-за своей работы, относятся к низшей в индуизме касте - касте неприкасаемых.
10/10/2014
Страницы: 1 2