Вентиляционный ствол проходящего под этими местами готардского автомобильного тоннеля, длиной 17 километров. За все мои многочисленные поездки по Швейцарии, я ни разу не воспользовался этим тоннелем. Когда стоит выбор: ехать быстро но по трубе либо медленно но среди таких красот, какие вы увидите в следующих фотографиях, я всегда выбираю последний вариант.
А вот и серпантин самой красивой трассы Швейцарии. Это инженерное сооружение впечатляет, как и объем проделанной строителями работы.
Тут внизу еще присутствует густая растительность, с каждым последующим витком серпантина, она будет все реже и ниже пока ландшафт окончательно не превратится в каменную пустыню.
Внимательный взгляд заметит небольшую дверку справа от арки моста. Я полагаю, что за дверкой находится минная камера, предназначенная для взрыва моста в случае наступления колонны противника.
Напротив моста расположена упрятанная в скале огневая точка.
Еще одна находится на другой стороне дороги.
Дальше мне предстоял затяжной подъем на вершину перевала по крутому серпантину, насчитывающему 24 витка.
Дорога через перевал Сен-Готард с 13-го века и до 1980 года, когда был построен автомобильный тоннель под перевалом, являлась самым коротким путем через Альпы из южной в центральную Европу. Уже в 13-м веке этот путь стал главным переходом через Альпы после того как в 1230 году был построен Чертов мост через самый трудный участок пути, который до того времени был непроходимым.
В этот день мне очень повезло с погодой, обычно перевал бывает затянут облаками и видимость составляет около 30-40 метров.
В конце 17-го века часть пути через перевал была расширена до пяти метров в ширину и выложена гранитными булыжниками и гнейсовой плиткой, но использование колесного транспорта все равно было возможным лишь на отдельных участках этой дороги. Впервые перевал на колесном транспорте пересек англичанин Гревиль в 1775 году, правда в его распоряжении была команда из 78 помощников, которые в непреодолимых для кареты местах разбирали ее на части, переносили их через препятствие и снова собирали. Таким образом был преодолен Чертов мост, который был настолько узким, что проехать на четырехколесном транспорте там было невозможно.
Пока мой Форд рыча движком на второй передаче карабкался вверх по крутым склонам, я с удивлением отмечал нередких велосипедистов, которые свободно крутили педали и на расслабончике поднимались вгорку. Здоровью швейцарцев можно позавидовать, а некоторые велосипедисты так и вовсе были в преклонном возрасте.
Дорожный камень с указанием расстояния до вершины перевала на которой расположен хутор, состоящий из парочки зданий: отеля, ресторанчика и небольшого музея перевала Сен-Готард. Ospizio по-итальянски означает горный приют, который располагался на месте хутора еще со средних веков.
Эта дорога приняла вид, который вы видите на этих фотографиях, в процессе глобальной перестройки, осуществленной в 1820-1830 годах с целью сделать дорогу подходящей для движения колесного транспорта, что было важно для обеспечения сообщения между двумя кантонами, разделенными перевалом. В 1830 году был также построен новый Чертов мост, через который стало возможно движение транспорта. В результате уже в 1831 году перевал пересекают около 900 экипажей. Коме того, через перевал налаживается регулярное пассажирское сообщение на почтовых каретах, которые в первое время ходили три раза в неделю.
Когда перевал затянут облаками, тут редко встретишь мотоциклиста, в этот же день трасса ими просто кишила.
Первый автомобиль поднялся на вершину перевала в 1895 году и лишь спустя семь лет в 1902-м автомобиль впервые проехал перевал полностью. Примечательно, что в начале ХХ века перевал Сен-Готад был единственным перевалом в Швейцарии, где было разрешено движение моторизированного транспорта.
Градус наклона дороги в некоторых местах впечатляет, почти весь серпантин приходится ехать на второй передаче, переключаясь на поворотах на первую.
Идеально ровное покрытие из гранитной брусчатки, которым выстлана эта дорога, появилось тут лишь в 1941 году, когда в связи с увеличившимся количеством моторизированного транспорта, дорога была капитально реконструирована.
В послевоенное время в связи с массовой моторизацией старая дорога уже не могла справляться с возросшим транспортным потоком и обеспечивать быстрое и безопасное движение, и в 1953 году приступили к строительству новой дороги через перевал. Первый участок новой дороги был закончен в 1967 году, а окончательно дорога была сдана в эксплуатацию в 1977-м году. На фото видна противолавинная галерея новой трассы.
Спустя три года в 1980 году было завершено строительство готтардского автомобильного тоннеля, который принял на себя весь транспортный поток и горная дорога утратила свою транспортную функцию. Теперь дорогой пользуются только туристы, байкеры и любители езды по горным серпантинам среди шикарных пейзажей.
На самом верху там, где заканчивается серпантин, рядом с дорогой стоит небольшое сооружение, которое человек необознаный примет за хозяйственную постройку, коих в горах множество, но меня не проведешь.
Заглянув в щель между досками, мой цепкий глаз безошибочно отметил амбразуру, прикрытую деревянным щитом, толстый бетонный потолок и стены из таких же гранитных блоков, из которых построены форты у подножия перевала.
Вход в дот прикрыт маскировочным щитом с рисунком, имитирующим блочную кладку.
Заглянул в дырку в маскировочном щите.
Вблизи, конечно, заметно, что тут что-то не так, но стоит отойти на несколько десятков метров и в этом сооружении будет трудно распознать огневую точку. Швейцарцы - мастера маскировки.
Перевал Сен-Готард - это то место, в которое всегда хочется вернуться. Я был тут уже раз пять и три раза ночевал в машине среди этой каменной пустыни и это были одни из самых ярких моментов моих путешествий по этой замечательной стране. С нетерпением жду весны, когда перевал снова откроют для движения и я снова смогу оказаться в этом удивительно красивом и гармоничном мире, среди гор, старых фортов и тишины.
24/02/2015