Сегодня у меня еще один пост о швейцарских достопримечательностях, посвященный горному перевалу Сен-Готард. Это место я посетил во время моего летнего швейцарского трипа. Увидев фотографии этой местности в интернете, я был впечатлен суровыми ландшафтами горного перевала и решил заночевать тут прямо среди гор. Ночевка в автомобиле на высоте более двух тысяч метров должна была стать одним из самых ярких пунктов этой поездки и таки стала им, это было действительно потрясающе.
Но ночевке предшествовала не менее атмосферная прогулка, о которой я расскажу в этом посте. Под катом десятки фотографий затянутых облаками гор, плотины и замаскированной в скалах артиллерийской крепости, которую я обнаружил совершенно случайно во время этой прогулки.
Погода была в этот день не супер к тому же темнело, так что фотографии получились мрачными и туманными, но в этой суровости есть своя особая северная красота.
Перевал Сен-Готард богат не только потрясающими горными пейзажами, но и многими интересными рукотворными объектами, среди которых небольшой хутор - кусочек цивилизации в этой каменной пустыне, две плотины с электростанциями и три крепости, расположенные неподалеку друг от друга, причем я знал лишь о существовании одной из них, и собирался посетить ее на следующий день. Две другие были обнаружены мною уже по прибытию на перевал - одна крепость начала ХХ века находилась прямо рядом с поселком, а на вторую я наткнулся во время этой прогулки.
В первую очередь меня заинтересовала дамба, которую было видно из любой точки поселка. Именно к дамбе я и решил прогуляться, пока еще было светло и можно было что-то рассмотреть и сфотографировать.
Изначально я планировал подъехать к дамбе на машине, но по дороге встретил такой вот запрещающий знак с надписями на итальянском. Я до конца не был уверен, касается ли запрет лишь автомобилей или на эту территорию посторонним вход запрещен вообще. Итальянский я не знаю, поэтому прочитать надписи не мог.
Оставляю своего железного друга одного среди скал и облаков.
И отправляюсь к плотине пешком. Уже по дороге начинают попадаться интересные строения, наводящие на мысли об их фортификационном предназначении в прошлом.
Еще одно сооружение, служившее скорей всего убежищем зенитному расчету. Я встречал такие убежища и в других местах на этом перевале, в одном из будущих постов покажу их подробней.
Вдали видна галлерея трассы, проходящей через перевал - главной артерии жизни в этой каменной пустыне.
Местность вокруг выглядит особенно сурово при такой погоде.
Когда я посещал этот перевал первые разы, я всегда заставал его в таком виде - стелящиеся облака, серо-сине-зеленая палитра, ветер, туман, иногда дождь. Мне казалось, что другой погоды тут не бывает, но приехав сюда в очередной раз я увидел эту местность с ярко-голубым небом, солнцем и видимостью на десятки киломтеров вокруг. Но об этом я расскажу в следующем посте.
Пройдя несколько сотен метров, я понял, что место. которое я выбрал для этой вечерней прогулки не простое. У меня даже заклались сомнения, можно ли вообще тут находится постороннему. Было похоже, что это территория военных и к тому же на входе стоял запрещающий знак. Так что продвигался вперед я очень осторожно, ожидая в любой момент окрика охранника или часового. Но мои ожидания не оправдались - за всю эту прогулку я не встретил ни души.
Периодически местность скрывают стелящиеся по земле облака, добавляя этим местам таинственность и мистический антураж.
Удивительно, как меняется человек со временем. Еще несколько лет назад мой рай был там где тепло, пальмы и солнце. Сегодня мой рай выглядит так:
За шесть дней проведенных в Швейцарии я побывал во многих местах, был и на юге в Локарно, где пальмы и агавы растут прямо в грунте а вокруг озера, горы и дорогие виллы, утопающие в тропической зелени, был в Люцерне, в Сионе, но одно место оставило особенный след в душе - это утопающий в облаках горный перевал Сан-Готард. Я влюбился в эту суровую местность настолько, что ни одна моя последующая поездка в Швейцарию не обходилась без ночевки тут - в царстве камня и облаков.
А скрытые в скалах крепости и таинственные подземные ходы, которыми испещерены эти горы, окутывают горный перевал манящим покрывалом тайны.
Фортификационные сооружения производят впечатление заброшенных.
С большим удивлением обнаружил перед амбразурой крепости кучу снега.
Держать в руках снег в августе - это фантастика! Сегодня днем я изнемогал от хардкорной жары в Люцерне, а вечером уже лепил снежки!
Старая заброшенная крепость внутри скалы, неземной ландшафт и туман - тут есть где разгуляться воображению!
Еще один вид окружающей местности. Внимательный взгляд сможет заметить на картинке странный артефакт.
Для тех, кто не заметил, приведу артефакт крупным планом. Читатель, который читал мои прошлые посты, знает что скрывает в себе этот "камень". Примечательно, что во время этой прогулки, даже делая эти кадры на зуме, я так и не понял, что этот "камень" на самом деле не камень. Лишь просматривая дома фотографии, я обратил внимание, что сфоткал нечно интересное.
А этот "камень" трудно было не заметить. Я сразу понял, что он имеет отношение к скрытой под землей крепости, уж очень ровные линии у этого "камня" да и стоит он как-то одиноко на вершине скалы.
На этом интересности не закончились - из тумана выплыло еще несколько интересных рукотворных объектов.
Это судя по виду главный портал для доставки грузов внутрь крепости. Учитывая отдаленность всех замеченных объектов друг от друга, я подумал о том, какая масштабная система подземных ходов должна быть прорублена в этих скалах.
В скале над порталом с предыдущей фотографии находится еще один замаскированный боевой блок крепости. Облачность придала этому месту совершенно загадочный и немного мистичный вид.
Взгляд назад.
Под всем этим ландшафтом находится обширный подземный лабиринт, к сожалению недоступный для посещения.
Пока облако отступило, я сделал еще один кадр, сфотографировав пройденный путь и боевые блоки старой крепости, нависающие над дорогой.
Но интересности на этом не закончились, недалеко от плотины я заметил военный грузовик неизвестной мне марки.
Примечательным было то, что грузовик и парочка автомобилей рядом с ним были припаркованы в этом безлюдном месте без малейших признаков человеческого жилья - рядом не было ничего, где могли бы находится люди, приехавшие на этих машинах. Что опять же наводило на мысль, что люди, прибывшие сюда на этих авто, скрылись под землей. Но рядом с машинами я так и не обнаружил никакого намека на портал, возможно он был очень мастерски замаскирован.
Автомобиль оказался произведен швейцарским производителем грузовиков и автобусов - фирмой Saurer, о которой я, несмотря на мой интерес к автомобилям и неплохие познания в этой сфере, услышал впервые.
Уже при подготовке этого поста я узнал, что это модель Saurer 2DM, производившаяся с 1964 года для швейцарской армии. .
Рядом с припаркованными автомобилями находился небольшой бункер, в котором, я полагал, может находится вход под землю, но бункер был слегка затоплен и я не смог его исследовать. Это удалось мне однако в следующее мое посещение этого места, но никакого подземного хода там не было. Бункер представлял собою простое помещение длиной около 20 метров, заканчивающееся тупиком. Но куда-то же делись люди, приехавшие на этих автомобилях? Ответ на этот вопрос я так и не смог получить ни в этот ни в следующий мой приезд в это место.
Еще одно место, которое я бы принял за водосброс с плотины, но камуфляжная окраска зародила во мне сомнения, что это сооружение выполняло одну лишь цивильную функцию. Чуть дальше можно заметить трубу торчащую прямо из скалы, что как бы намекает на то, что под этими скалами скрыто много секретов.
Плотина, конечно, не самая большая по швейцарским меркам, но все равно впечатляет размерами. Особенно если представить, какая масса воды скрыта за ней и какая будет волна, если бетон не выдержит напора. Стоя у подножия плотины особенно приятно представять такие вещи.
Взгляд на стоянку с машинами, которую я миновал минуту назад. На фотографии видно множество интересных сооружений рядом, но нигде я не обнаружил даже намека на портал под землю.
На этом военные атрефакты закончились и дальше мне не встретилось ничего необычного, но прогулка от этого не стала менее интересной.
Главной целью этой вечерней прогулки было подняться на плотину и я продолжил путь по узкой асфальтированной дорожке, ведущей вверх в нужном мне направлении.
По дороге встретился портал, ведущий внутрь помещений гидроэлектростанции. Если бы не близость плотины, я бы принял это место за вход в подземную крепость.
Я не был уверен, есть ли возможность прогуляться по гребню плотины, а проверить это можно было лишь поднявшись наверх.
Дорога, сужаясь и закручиваясь серпантином, ведет все выше и выше и я следую дальше вдоль ее изгибов.
По пути открываются потрясающие виды на окружающую местность.
Горы тянутся до самого горизонта. Через эту каменную пустыню и проходит перевал Сен-Готард - главный транспортный коридор, соединяющий центральную и южную Европу. Не удивительно, что это место просто напичкано фортификацией. Значение этой транспортной артерии во все времена трудно переоценить. Еще Суворов рубался тут с французами более двухсот лет назад.
На дымящиеся облаками горы можно смотреть вечно!
Этот пейзаж казался мне совершенно инопланетным, так как никогда в жизни я не видел ничего подобного.
Еще один взгляд на места, которые я прошел полчаса назад. С нового ракурса видна парочка объектов, которые не были заметны с дороги.
Концентрации фортификационных объектов на перевале может позавидовать даже линия Мажино. Буквально каждый гектар этой территории содержит что-то интересное. На этом фото можно увидеть позицию для зенитного орудия и расположенное рядом убежище.
Красота!
Тем временем дорога ведет меня дальше, дразня мой интерес каждым новым поворотом.
Преодолев несколько дорожных витков, делаю еще одну фотографию плотины на этот раз с более высокой точки.
Очередная петля серпантина.
Дальше дорога скрывается в облаках и прогулка приобретает особый антураж.
Огромные пространства, виды на которые открывались буквально только что, поглощает белая мгла.
В моменты, когда плотность тумана достигала высоких значений, мой путь выглядел таким образом:
Стремительно темнело, а у меня с собой не было даже фонарика, но поворачивать назад, когда до цели оставалось полкилометра, было бы глупо.
За последние часа три я не видел ни единой души, места эти казались совершенно безлюдными, пустынными и немного зловещими, а туман лишь усиливал и без того гнетущее ощущение одиночества и легкой тревоги.
Но любопытство вело меня вперед, не позволяя эмоциям и фантазии взять вверх над рассудком.
И вскоре я вышел к озеру, которое, к сожалению, я так и не увидел полностью, над водной гладью летали полтергейсты-облака, скрывая от меня противоположный берег и плотину.
Иногда, в моменты редких просветов можно было разглядеть часть берега с многочисленными снежными сугробами. Напомню, что дело было 10 августа.
Сперва я решил продолжить свой путь дальше по дороге, ведущей вдоль берега, но, пройдя сотню метров, решил возвращаться обратно. Из-за тумана видимость была сильно ограничена к тому же аккумулятор камеры начал мигать красным, сигнализируя о том, что заряда осталось на десяток кадров.
Неудавшаяся попытка снять гребень плотины - она практически не показывалась из-за белесой пелены.
Никакой дорожки к плотине тоже не было, что свидетельствовало об отсутствии обзорной площадки наверху. Так что мне ничего не оставалось кроме того, как отправиться в обратный путь.
Обратный путь проходил через безпросветную пелену облаков. Ощущение полной оторванности от мира усиливалось тем, что мобильный телефон не ловил совершенно никакого сигнала.
Но в этих мрачных туманных картинах была какая-то особая красота, заставляющая меня испытывать чувство восторга вперемешку с легкой пульсирующей где-то внутри тревогой.
Справа скалы, слева океан облаков, для полноты картины впереди не хватало лишь фигуры в темном плаще с капюшоном. Я оценил бы внезапность встречи!
Не смог удержаться от соблазна, запечатлить себя в этом фантастическом месте!
Тем временем начало стремительно темнеть и туман становился все гуще и гуще.
Высота чуть менее 2200 метров над уровнем моря.
Опоры ЛЭП в тумане и сгущающимся сумраке смотрелись словно огромные кресты, будоража, разогнанную этой одиночной прогулкой в облаках, фантазию.
Если бы со всех сторон из тумана начали бы выплывать странные черные фигуры, думаю, я вряд ли сильно бы удивился. В этом месте они явились бы органичной частью пейзажа.
Saurer стоял все на том же месте, вокруг все так же не было ни малейшего признака присутствия людей. Меня окружали лишь скалы, тишина и сгущающаяся белая мгла...
Когда я добрался до места, откуда началась моя прогулка, окончательно стемнело. Трудно передать радость от встречи с моим теплым и уютным железным другом!
После этой прогулки среди тумана, ветра и освежающего мелкого дождика, я был весь в мыслях о вечере в сухом и теплом салоне автомобиля в компании с парочкой бутылочек швейцарского пивка.
Включив печку в автомобиле и заменив севший аккумулятор в фотике, я еще побродил немного вокруг автомобиля, ожидая пока прогреется салон.
К этому времени туман стал практически непроглядным, так что место для разбивки лагеря пришлось искать пробираясь буквально наощупь, .
Надеюсь, мне удалось передать неповторимую атмосферу этого места. Нетрудно понять, насколько меня впечатлил перевал Сен-Готард совокупностью всех факторов, каждого из которых было бы достаточно, чтобы произвести впечатление. Этот перевал интересен еще и тем, что тут встречаются две стихии - северная и южная. Сегодня я показал это место во власти северных ветров, в следующем посте я покажу как выглядят эти места, когда тут царит южный фронт. Вы удивитесь, как сильно изменится это место и его атмосфера под влиянием противоположной стихии.
Ну и для желающих повторить мою прогулку, прилагаю координаты места: 46°33'39" N, 8°33'20" E
26/12/2014 16:00
Материалы по теме
- Страны: Швейцария
- Регионы: Сен-Готард
- Отзыв о поездке: Сен-Готард: Суворова здесь любят, июнь 2014
- Отзыв о поездке: Перевал San Gottard, лето 2013
- Фоторепортаж: Панорамные маршруты Швейцарии: на поездах, пароходах и автобусах, 03.08.2009
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.