В прошлом году я изрядно поколесил по Швейцарии на автомобиле и повидал немало красот, о которых будет написан еще не один десяток постов, но есть одно место которое меня особенно зацепило - это горный перевал Сен-Готард, кратчайший путь через Альпы из Италии в Швейцарию. Перевал впечатляет как первозданной красотой гор, так и обилием фортификационных сооружений, равномерно расположенных вдоль горного серпантина. Дорога, ведущая через перевал, является одной из самых красивых в Европе и представляет собою впечатляющий объект инженерного искусства 19-го века.
В сегодняшнем посте я покажу самый первый швейцарский форт, построенный у подножия гор и расположенный на территории действующей военной части и затем отправлюсь в затяжной подъем по горному серпантину самой красивой швейцарской дороги.
Форт Айроло я включил в маршрут моей самой первой поездки по Швейцарии. Но по дороге к форту попал в трехчасовую пробку, которая всегда образуется перед готардским автомобильным тоннелем, южный портал которого находится недалеко от форта. В результате приехал к форту уже после закрытия. Судя по информации в сети, форт открыт для посетителей с июня по октябрь по субботам с 14 до 17. В одну из суббот в начале октября я сделал вторую попытку посетить уникальное фортификационное сооружение, расположенное у подножия перевала Сен-Готард.
Прибыв в нужное время к воротам воинской части, внутри которой расположен форт, я с удивлением обнаружил ворота закрытыми. На входе был домофон с видеокамерой, в который я недолго думая позвонил. Ответили что-то то ли на итальянском то ли на ретророманском, я их не различаю. Я сразу перешел на немецкий и сказал невидимому собеседнику, что хочу посмотреть форт. Собеседник на очень корявом немецком дал понять, что сегодня форт посмотреть не получится и что через две недели можно будет. Это был облом, моя вторая попытка проникнуть в первый швейцарский форт не увенчалась успехом.
Техника на территории воинской части.
Над дорогой, ведущей в воинскую часть, расположен небольшой бункер с броневой кареткой Шумана - передвижной башенной артиллерийской установкой, созданной в 1878 году пионерами в деле фортификационной брони Грузоном и Шуманом.
Изобретение немецких инженеров устанавливалось не только на многих немецких крепостях и укреплениях конца 19-го века, но и экспортировалось в Италию, Румынию и Швейцарию. Такие бронекаретки использовались также на первых швейцарских фортах.
Расстроившись, что не удалось посетить форт Айроло, я отправился вверх по серпантину, но уже через несколько сотен метров сделал остановку - рядом с дорогой располагалось еще одно сооружение напоминающее что-то среднее между небольшим фортом конца 19-го века и казармой того же периода.
Крышу сооружения венчал наблюдательный бронеколпак.
Конечно же, я не смог проехать мимо, к тому же никаких препятствий кроме закрытого шлагбаума на пути к сооружению не было.
Табличка сообщает, что тут находится оружейный склад и воинская часть швейцарской армии.
Минуту я думал идти или не идти, но осмотревшись вокруг и не увидев никаких признаков людей, решил таки осмотреть это интересное сооружение поближе.
По дороге встретилась табличка, сообщающая о том, что проход запрещен и что будут стрелять. Я слегка расстроился, так как не люблю, когда стреляют, но форт был на расстоянии вытянутой руки и отступать было поздно. Я воровато оглянулся по сторонам и, никого не заметив, пошел дальше.
Тут же я заметил стрельбище по соседству с казармой и понял, что табличка относилась к нему, задышалось свободнее и легче.
В амбразуре капонира я заметил предмет, который изначально принял за лампадку или как там называются такие свечи, которые ставят в местах, где кто-то погиб.
Но при ближайшем рассмотрении "лампадка" превратилась в пепельницу. Подпись сообщала, что тут находится зона для курения.
До чего же красива милитари-архитектура конца 19-го века!
Особенностью швейцарских фортов, в отличии от французских или немецких, является то, что их строили из гранитных блоков, а не из песчаника или кирпича.
Взобрался на крышу сооружения, чтобы поближе рассмотреть бронекупол.
Бронекупол стандартной конструкции, не поворотный с прорезями для наблюдения. Я полагал, что где-то рядом может быть скрыта выдвигающаяся бронебашня, но кроме этого купола ничего на крыше больше не было. Значит это сооружение таки казарма а не форт, пусть и оборудованная возможностями для самозащиты.
С крыши открывается шикарный вид на расположенный внизу поселок Айроло.
За казармой я заметил дорожку, ведущую дальше вглубь воинской части, и ,не в силах сдерживать любопытство, продолжил прогулку.
Швейцарская воинская часть представляет собою удивительное зрелище. Тут нет и намека на брутальную военщину, скорей напоминает курортный поселок.
А вот и он - форт Айроло, цель моей поездки. Удивительным образом я оказался в ста метрах от форта, зайдя с другой стороны армейской части, где путь был перегорожен одним лишь шлагбаумом.
История этого форта непосредственно связана с постройкой под перевалом Сен-Готард железнодорожного тоннеля в 1882 году. До этого времени в Швейцарии не было ни одного крупного фортификационного объекта. После того как в 1799 году по территории Швейцарии изрядно потоптались русские, австрийские и французские войска, маленькая горная страна провозгласила в 1815 году вооруженный нейтралитет, который признали все сильные государства континента. В 1886 году швейцарская разведка получает секретный документ из Италии, из которого стало ясно, что в случае необходимости Италия проигнорирует нейтралитет и ее войска пересекут Швейцарию. Это стало поводом к постройке первых за многие столетия фортификационных сооружений, которые возвели для защиты главной транспортной артерии через Альпы - перевала Сен-Готтард.
Стоянка военной техники, рядом с фортом.
24/02/2015